Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобильный дизайнер Светланы Мирзоян



Автомобильный дизайнер Светланы Мирзоян

У дизайнера Светланы Мирзоян богатая творческая биография. Но в историю отечественного автомобилестроения она вошла как создатель одной из самых элегантных советских машин - микроавтобуса «Латвия.Светлана родилась в 1936 году в интеллигентной семье: отец  врач, мать биолог. Но девочку больше интересовало искусство, а не естественные науки. И в 1952 году она поступила в «Муху»  знаменитое Ленинградское художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица) на отделение обработки металла кафедры скульптуры.


Студентов кафедры фактически обучали диковинному для нашей страны искусству  художественному конструированию, дизайну. В те годы одним из символов будущего были автомобили. Не случайно многие студенты, учившиеся вместе со Светланой, посвятили себя автомобилестроению и достигли на этом поприще значительных успехов: это Циколенко («двадцать первая» «Волга» третьей серии), Одинцов (УАЗ-469), Семушкин («Нива»),Демидовцев (ПАЗ и ВАЗ), Кобылинский (семейство грузовиков БелАЗ) и другие признанные мастера отечественного дизайна. Увлеклась автомобилями и Светлана. Тема ее дипломной работы звучала так: «Новая форма легкового автомобиля и пикап на базе 21-й «Волги».В 1959 году студентка с блеском защитила диплом и получила право выбрать место работы. Мечту отправиться на Горьковский автозавод осуществить не удалось  в том году между горьковчанами и руководством училища возникли какие-то административные трения. В дело вмешался случай. Однажды Светлана увидела на улице микроавтобус, поразивший ее своими миниатюрными размерами и необычным видом. Вчиталась в надпись на эмблеме  RAF, шильдик  Spriditis. Так созрело решение ехать в Ригу на «автобусную фабрику».

В Риге дипломированного специалиста высокой квалификации встретили с распростертыми объятиями. Это сегодня над дизайном автомобиля работает целый коллектив стилистов, дизайнеров, художников. А тогда единственным специалистом по дизайну и эстетике был художник-конструктор. В его обязанности входило все: и стиль, и колористические решения, и разработка логотипа, графики рекламных буклетов, и даже защита проекта в министерстве. Все это легло на плечи Светланы Мирзоян.Ее первой серьезной работой стал рестай-линг «Латвии» и «Спридитиса». В результате первая по-настоящему серийная модель рижского микроавтобуса  РАФ-977Д  по праву может считаться ее детищем.Отношения с конструкторами РАФа и заводским руководством складывались прекрасно. Мирзоян могла сделать в Риге отличную карьеру автомобильного дизайнера, но ей хотелось большего.

В 1962 году был организован Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с филиалами в шести городах СССР, в том числе и в Риге. И в 1963 году Мирзоян перешла работать в Специальное художественноконструкторское бюро (СХКБ) рижского филиала ВНИИТЭ. Там она могла творить, не ограничивая себя одним видом изделий. Действительно, за годы работы в рижском СХКБ Светланой Вагаршаковной созданы светильники, телефонные аппараты, пылесосы, станки, электротягачи, электропогрузчики, мебель, посуда, горнолыжные очки и многое другое. Именно Мирзоян вместе с дизайнером-архитектором Гедер-том Мелдерисом разработала экстерьер скоростного поезда ЭР-200. Отдельно стоит выделить целую обойму перронного транспорта для аэропортов. Более того, Светлана написала и защитила диссертацию на тему «Принципы комплексного решения проблемы «пассажир  борт самолета» (художественно-конструкторские аспекты)».В 1983 году Мирзоян вернулась в Ленинград. В 1984 году она начала преподавать на факультете промышленного искусства в том самом училище, которое окончила 25 лет назад  ЛВХПУ имени Мухиной.

В этом вузе Светлана Вагаршаковна преподает и по сей день.Заслуги и регалии Светланы Мирзоян можно перечислять очень долго. Вот основные из них: кандидат искусствоведения, профессор кафедры промышленного дизайна Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица. Член Союза художников с 1972 года, член Союза дизайнеров с 1987 года. Мирзоян разработала более 160 изделий, из которых более 70 внедрены в производство. За время работы ею получены 43 свидетельства на промышленный образец.Светлана Вагаршаковна Мирзоян принимала участие в 57 международных и отечественных выставках и конференциях, где выступала с докладами по проблемам дизайна. Она автор 27 статей и 25 научных работ по художественному конструированию, опубликованных в различных журналах и сборниках.За значительный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов, большие успехи в учебно-педагогической деятельности и многолетний плодотворный труд в 2005 году Мирзоян награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. В 2010 году Светлана Вагаршаковна получила государственную стипендию за книгу «Санкт-Петербургский дизайн (от ЦУТР до ЛВХПУ)», написанную в соавторстве с Сергеем Петровичем Хельмяновым.

Читайте также: