Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Евгений Владимирович Агитов



Евгений Владимирович Агитов

В 1938 году была создана «гоночная Липгарта»  ГЛ-1. Она стала первой советской гоночной машиной,разработанной и построенной автомобильным заводом, и потому вполне обоснованно вошла в историю отечественного автопрома.Заводское происхождение, подобно мандату, обеспечило ГЛ-1 статус, которого не было у ее конкурентов самодельных автомобилей, собранных в таксопарках, гаражах и клубных конструкторских бюро. Проектировать гоночный автомобиль Липгарт поручил талантливому конструктору, начальнику экспериментального цеха ГАЗа Евгению Владимировичу Агитову.

Бывший боевой летчик царской армии, выпускник Ленинградского института труда Евгений Агитов прибыл в Нижний Новгород в сентябре 1929 года, когда на месте будущего автозавода еще расстилалось чистое поле. 29 октября 1929 года Агитова назначили заведующим учебной базой «Авто-строя». Конструктор ГАЗа Борис Акимович Дехтяр вспоминал: «Агитов был идеологом и руководителем строительства заводского профтехкомбината, где велась подготовка кадров на трех уровнях. На первом готовили рабочих из крестьян, которые приезжали из колхозов. Второй ступенью был техникум  там училось среднее звено. Третьим уровнем был филиал индустриального института имени Жданова, который выпускал инженеров и руководителей. За основу он взял теорию научной организации производства Фредерика Тейлора, идеи которого настолько увеличили производительность труда во многих отраслях промышленности, что сегодняшнее развитие было бы невообразимым без него». При этом личный девиз Агитова звучал так: «Работоспособность в работе превыше всего».

В марте 1932 года Агитов возглавил экспериментальный цех. А в сентябре 1933-го на завод приехал из Москвы Андрей Липгарт, назначенный главным конструктором ГАЗа. Липгарт сразу оценил Агитова как человека незаурядного и сделал его своим первым (и единственным) заместителем.На заводе Евгения Владимировича называли ходячей энциклопедией в области автомобильных моторов. Если у Липгарта не было при себе справочника, он мог задать любой вопрос своему заму и с ходу получить ответ.Под руководством Агитова на ГАЗе велись смелые разработки, ломавшие существовавшие в то время стереотипы. Если англичанин Джон Кобб ставил авиационные двигатели на гоночные автомобили, то Евгений Агитов адаптировал форсированные автомобильные двигатели к самолетам. Он стал первым в истории конструктором, поднявшим в небо самолет с автомобильным двигателем.В 1935 году Агитов запустил самолет Алексея Смолина КСМ-1 с 50-сильным вариантом двигателя ГАЗ-А. Аббревиатуру «КСМ» расшифровывали по-разному: то призем-ленно  как «колхозный самолет малый», то возвышенно — «коммунистический союз молодежи». Через год был разработан ГАЗ-60  57-сильная версия мотора ГАЗ-Ml для самолета Г-23 конструктора Владислава Грибовского. На нем летчик Гродзянский пролетел 2584 км за четыре дня по маршруту Тушино-Харьков-Запоро-жье-Кача-Запорожье-Харьков-Орел-Ту-шино. Полет прошел успешно.

Двигатели Агитова отрывали от земли КСМ-1 и Г-23, работая на авиационном бензине,а уже в воздухе переключались на автомобильное топливо. Но однажды, когда опытный самолет пилотировал сам Агитов, переключатель вышел из строя. И тогда бывшего летчика спас военный опыт  он сумел посадить самолет с неработающим мотором. Казалось, что 57 л.с.  это максимум, что можно выжать из двигателя ГАЗ-М1.Но конструктор не остановился на достигнутом. В следующем проекте  автомобиле ГЛ-1  Агитов увеличил мощность «четверки» ГАЗ-Ml до максимума в 65 л.с. Для Агитова ГЛ-1 стала не просто гоночной машиной, а мобильным испытательным стендом, воплощением передовых технологий, над которыми инженер работал 8 течение нескольких лет.

Читайте также: