Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Григорий Моисеевич Вассерман



Григорий Моисеевич Вассерман

Среди созданных констриктором автомобилей Всегда найдется такой, который он считает  Визитной карточкой. Для Григория Вассермана таким автомобилем, безусловно, был Григорий Моисеевич Вассерман (1913-1972) родился в Донбассе, в городе Бахмут (ныне Артемовен). Он рос в тяжелые, смутные времена  Первая мировая война, революция, Гражданская война, еврейские погромы.

И хотя семья не пострадала, Григорий с детства научился быть собранным и ответственным. С началом НЭПа  новой экономической политики  жить стало легче. Но к концу 20-х годов НЭП был фактически свернут, частный капитал вытеснялся из всех сфер экономики, и для предпринимателей  кустарей, ремесленников, торговцев  вновь наступили трудные времена. Чтобы помочь семье, шестнадцатилетний Григорий вынужден был пойти работать учеником токаря, а через год юноша уехал 8 Ростов-на-Дону. Там он устроился рабо-чим-литейщиком и одновременно поступил на курсы чертежников. Через некоторое время способного студента приняли конструктором на экспериментальный завод, выпускавший штампы и пресс-формы для Ростсельмаша  одного из крупнейших советских предприятий по производству сельскохозяйственной техники.От службы в армии Вассермана освободили по состоянию здоровья. Это позволило Григорию в 1935 году поступить на заочное отделение Московского индустриального института. В 1940 году Вассерман защитил на «отлично» диплом инженера-механика по специальности «Автомобили» и был направлен конструктором на Горьковский автомобильный завод.

Григорий Вассерман пришел на ГАЗ не зеленым выпускником, а зрелым специалистом  в тот момент ему было уже 27 лет. Вассермана сразу направили в подразделение, которое возглавлял Андрей Липгарт, в конструкторскую группу Виталия Грачева, созданную специально для проектирования внедорожников.Работы над первым в истории автозавода семейством двухосных полноприводни-ков ГАЗ-61 к этому времени уже подошли к логическому завершению. Участие в проекте позволило Вассерману быстро влиться в коллектив и проникнуться новаторскими инженерными идеями Грачева. К работе над созданием легкого командирского джипа ГАЗ-64 в январе 1941 года Григорий Моисеевич приступил уже в качестве «правой руки» Грачева.

Не случайно, когда в 1943 году Виталия Грачева назначили главным конструктором автозавода в Днепропетровске, возглавить «полноприводную» группу КБ ГАЗа поручили именно Вассерману. И сразу же Григорию Моисеевичу пришлось дебютировать в роли ведущего конструктора проектов. Джип ГАЗ-67 и броневик на его базе необходимо было срочно модернизировать  расширять колею, вносить другие усовершенствования. Вскоре свет увидели ГАЗ-67Б и бронеавтомобиль БА-64-125Б.В 1944 году Григорий Вассерман возглавил группу конструкторов, проектировавших перспективный автомобиль М-20  будущую «Победу». И тогда же, вдохновленный работой над обычной легковушкой для мирной жизни, Григорий Моисеевич сделал первые наброски полноприводника следующего поколения. Спустя три года,

21 апреля 1947 года, вышло постановление Совета министров СССР №1118-325 и вслед за ним приказ Министерства автомобильной и тракторной промышленности №34, предписывавшие Горьковскому автозаводу создать замену устаревшим довоенным вездеходам. Вассерман приступил к проектированию ГАЗ-69, ставшего впоследствии настоящей легендой отечественного автомобилестроения. Автомобиль получился настолько удачным, что на его фоне меркнут другие, не менее выдающиеся разработки Вассермана: созданная при драматических обстоятельствах амфибия ГАЗ-46 на базе ГАЗ-69 (1951-1952 годы) и уникальный комфортабельный безрамный внедорожник на базе «Победы» М-72 (1954-1958 годы). Нельзя не отметить и оригинальные опытные образцы, которые по тем или иным причинам не пошли в серию:заднеприводной ГАЗ-19 на базе ГАЗ-69 (1955 год), миниджип ГАЗ-73 (1954-1955 годы), «Победа» с 6-цилиндровым двигателем М20Г (1956-1959 годы). За десять лет  десять автомобилей.

Работа в должности ведущего конструктора того или иного проекта для Вассермана вовсе не означала отказа от инженерной практики. Григорий Моисеевич лично разрабатывал новаторские для нашего автопрома узлы: независимую подвеску передних колес «Победы», гидропривод выключения сцепления «двадцать первой» «Волги», колесные тормозные механизмы с автоматической регулировкой зазоров ГАЗ-13 «Чайка» и т.д. При этом Вассерман не просто «сочинял чертежи», он отслеживал судьбу своих детищ вплоть до конвейера  участвовал в доработках опытных образцов и испытаниях, контролировал производственников. Вот как вспоминает об этом другой горьковский конструктор  Борис Дехтяр: «Вассерман отлично разбирался в особенностях массового производства автомобилей и умел точно выбрать наилучшую технологию изготовления детали, соответствующую ее конструкции, а не наоборот  как требовали госстандарты. Например, изготовлять ли деталь литьем, ковать или штамповать из листа, сваривать или собирать... Он понимал, что при массовом производстве надежный контроль универсальными измерителями невозможен. А значит, контроль должен быть пооперационным и начинаться с входного. Но добиться внедрения этого в производство ему не удалось  отказ мотивировали тем, что завод в результате просто-напросто остановится, образно говоря, что немцу хорошо, то для русского смерть...».В последние годы жизни Григорий Моисеевич Вассерман работал в городе Запорожье  в должности заместителя главного конструктора Запорожского автомобильного завода.
 

Читайте также: