Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Конструктор Аркадий Федорович Николаев



Конструктор Аркадий Федорович Николаев

Аркадий Федорович Николаев(1914-1987) родился в Сормово Нижегородской губернии в семье плотника сормовской судоверфи. Родовое гнездо Николаевых находилось в селе Великий Враг, знаменитом крутыми горами, которые в 30-х годах стали полигоном для опытных машин Горьковского автозавода.

Николаев работал сначала слесарем, затем шофером. В 30-е годы было модно учиться управлять самолетом, виртуозно водить автомобиль и метко стрелять. Всем этим Аркадий Федорович занимался на моторном факультете Горьковского авиационного техникума, где готовили «советских Джеймсов Бондов»  курсанты умели летать на самолетах и отлично стреляли. Через два года, будучи уже студентом Горьковского индустриального института, Николаев был принят в отдел дорожных испытаний КЭО ГАЗ. В это время ГЛ-1 уже была в проекте, и Николаева назначили ее техником-испытателем. Так он и вошел в историю  как пилот первой советской заводской гоночной машины. Тренировался он на седане Graham 97, который называл «машиной миллиардеров с хрустальными фарами».В 1940 году Николаев защитил дипломный проект «Форсированный шестицилиндровый двигатель ГАЗ-11 с верхним расположением всасывающего клапана» и установил на ГЛ-1 всесоюзный рекорд скорости —161,87 км/ч. В годы войны Аркадий Федорович руководил станцией испытаний авиамоторов завода № 466. Как-то раз он ночевал за городом, рассчитывая рано утром вернуться в Горький, на завод, но у него не завелась машина. Выворачивая свечи, он уронил гайку в цилиндр двигателя. Пришлось при -30 °С снимать головку блока. Николаев опоздал на работу, и без него повредили авиадвигатель. Чудом его не арестовали.

В 1957 году было принято решение об организации третьей антарктической экспедиции Академии наук СССР. Командовать наземным транспортом назначили Аркадия Николаева, который возглавлял ОКБ РАЛСНЕМГ при Горьковском политехническом институте. Николаев готовил технику и подбирал людей. К берегам Антарктиды добирались на пароходе «Обь». Когда разгрузка техники была закончена, начался шторм, льдины разламывались, и несколько самолетов смыло в океан. Николаев решил уходить на вездеходах на материк. Оставшись без воздушной поддержки, отряд тронулся в путь на гусеничных тягачах ATT, тянувших сани весом до 30 т со скоростью 5 км/ч. Дыхание защищали маски на обезьяньем меху. Два человека погибли, выскочив из вездеходов при температуре -70 °С без масок. Рискуя провалиться в ледовые разломы, 12 декабря 1958 года отряд Николаева впервые в мире достиг самой высокой точки ледяного купола Антарктиды  полюса недоступности.Отряд основал новую станцию «Советская» и провел исследования, доказавшие, что Восточная Антарктида материк, а не архипелаг. В этом походе были открыты горы Гамбурцева, Голицина, равнина Шмидта.А. Ф. Николаеву было присвоено звание «Почетный полярник СССР», а Президиум Верховного Совета СССР наградил его Орденом Ленина. В 1962 году профессор А. Ф. Николаев стал «Заслуженным изобретателем СССР».
 

Читайте также: