Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Конструктор НАМИ Вячеслав Аллахвердович Мамедов



Конструктор НАМИ Вячеслав Аллахвердович Мамедов

К сожалению, достоверных фактов, относящихся к истории создания ИЖ-5, не так уж много. Доподлинно известно следующее. Машину планировалось оснащать двигателем «Москвич-412». В основу трансмиссии с постоянным передним приводом и отключаемым задним легла оригинальная раздаточная коробка, разработанная под руководством молодого ижевского конструктора Александра Кондрашкина. Внедорожник задумывался с цельнометаллическим несущим трехдверным кузовом, рассчитанным на четыре-пять человек. И последний достоверный факт: единственный экземпляр ИЖ-5 был создан именно в том виде, в каком задумывался. Другие сведения, хотя и озвучены людьми компетентными, друг другу противоречат. Прежде всего, не вполне понятна роль НАМИ в создании первого ижевского полноприводника. Владимир Алексеевич Умняшкин, с 1977 по 1996 год занимавший пост главного конструктора ЦКБ-36, а до этого (с момента формирования Бюро по автомобилям СКБ-61) принимавший активное участие в создании всех опытных образцов, пишет следующее:

«Идея создания легкового автомобиля 4x4 («Иж 5») зародилась в конструкторских службах Иж-АВТО, дизайн, чертежи и опытные образцы готовились в Ижевске. Безусловно, у нас были хорошие отношения с НАМИ, они были в курсе наших работ и по многим вопросам нас консультировали».Кстати, не случайно Умняшкин «Иж 5» пишет в кавычках. По его утверждению, первый ижевский внедорожник никогда не имел такого официального индекса. Дескать, так эту машину впоследствии окрестили журналисты, а в недрах КБ разработка именовалась просто ИЖ-4х4. При этом в заводском музее ИжАвто фотография этого автомобиля на одном из стендов подписана именно «ИЖ-5».

Иную версию излагает один из ведущих конструкторов НАМИ Вячеслав Аллахвердович Мамедов. Он объясняет, зачем ижевские конструкторы обращались за помощью в НАМИ, если двигатель был готовый и хорошо знакомый, по части кузовостроения на ИжАвто никогда не тушевались, а главный и самый сложный узел  раздаточная коробка  был уже спроектирован Кондрашкиным. По мнению Мамедова, инженеры ГКБ-88 задумали создать не просто единичную модель полноприводника, а вариативную платформу, изначально рассчитанную как на формулу «4x4», так и на формулу «4x2». В отличие от руководства отрасли, заводские конструкторы уже на рубеже 60-х - 70-х годов поняли перспективность переднего привода, поэтому именно его решили сделать базовым, а задний  отключаемым. Таким образом, предстояло воплотить в жизнь не классическую полноприводную схему трансмиссии, при которой двигатель и КПП соединены последовательно, а передача крутящего момента от раздаточной коробки на оба ведущих моста осуществляется посредством карданных валов, а конфигурацию, принципиально реализованную на моделях ЛуАЗ-967/969: главная передача и дифференциал переднего привода объединяются в один блок с КПП, а раздаточная коробка служит лишь для подключения заднего моста (впоследствии подобная схема была внедрена на семействе автомобилей ГАЗ-ЗЮ5). Сложность заключалась в том, что творить нужно было с оглядкой на унификацию. Чем меньше принципиально новых узлов потребовала бы конструкция силового агрегата, тем выше становилась вероятность промышленной реализации проекта.

По утверждению Мамедова, в конце 60-х годов между ИжАвто и НАМИ был заключен хоздоговор, согласно которому специалистам автомоторного института предстояло спроектировать такую универсальную платформу и изготовить опытный образец полноприводного автомобиля. Стоит подчеркнуть, что опубликованная в одном из журналов статья Мамедова о разработке НАМИ — единственное на сегодняшний день доступное упоминание об этом автомобиле. Согласно публикации, в конце 1969 года задание было выполнено. Разработка получила индекс НАМИ-0162. Описание конструкции процитируем дословно:«С тем чтобы максимально сократить длину силового агрегата, главную передачу разместили под четвертым цилиндром двигателя, а крутящий момент передавался трехвальной коробке передач, унифицированной по начинке с серийной. Получалось так, что ось коленвала, ось блока шестерен коробки передач и ось вала синхронизаторов расположились одна под другой.При этом конец упомянутого вала входил в пристыкованную к коробке передач раздаточную коробку. <...> В случае продольного размещения (силового агрегата) масляные картеры мотора, коробки и главной передачи остаются разными. Что было еще одним существенным плюсом выбранной схемы. Раздаточная коробка, осуществлявшая распределение потока мощности на передние и задние колеса, позволяла производить включение понижающей передачи только при полном приводе, а задний мост жестко подключался к трансмиссии перемещением соответствующей муфты. Вариант с приводом на передние колеса предполагалось вместо раздатки оснащать зубчатым редуктором, смонтированным в собственном картере».

Для уменьшения высоты силового агрегата, естественным образом увеличившейся из-за размещения главной передачи под двигателем, его компоновочную высоту уменьшили, наклонив мотор на 45°. Это потребовало оснастить двигатель оригинальным впускным коллектором и горизонтальным карбюратором.К сожалению, приведенное выше описание компоновки силового агрегата не позволяет составить представление о его реальной архитектуре. Логично предположить, что раздаточная коробка соединялась с КПП не последовательно, а параллельно, то есть крепилась не к торцу коробки передач, а сбоку от нее. Лишь при такой конфигурации расположенная под четвертым цилиндром главная передача переднего привода могла соединяться с раздаточной коробкой непосредственно, а не с помощью карданного вала.Не менее туманна судьба НАМИ-0162 и роль этого полумифического прототипа в создании ИЖ-5.Согласно статье, макетный образец внедорожника был передан «заказчику», то есть ИжАвто. При этом нигде не уточняется, был ли этот «макет» ходовым, а кроме того, событие датируется 1971 годом, в то время как единственный опытный образец ИЖ-5 был построен в 1970 году! При таком раскладе вообще непонятно, для чего ижевскому КБ нужны были услуги НАМИ.

Читайте также: