Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Лев Васильевич Косткин



Лев Васильевич Косткин

Ведущих конструкторов образно назывании отцами созданных ими автомобилей. Лев Кисткин, долгое Время проработавший но ГАЗе, а затем и на МАЗе, ни разу не был В роли Ведущего конструктора. Однако многие модели, ставшие лицом советского автопрома, своим появлением значительной степени обязаны именно кошкину. Его с полным правом мпЖно назвать если не отцом, то заботливым дядюшкой наших знаменитых машин. Лев Васильевич Косткин родился в 1909 году в Нижнем Новгороде.В 1930 году он окончил Казанский энергетический институт и уже в декабре начал работать на строящемся Нижегородском автозаводе (будущем ГАЗе) в должности инженера-конструктора технического отдела, отвечавшего за техническое оснащение предприятия, обеспечение эффективности проектных решений, разработку и выпуск чертежей и т.д. Именно здесь Косткин зарекомендовал себя как конструктор, способный не только четко выполнять поставленные задачи, но и находить неординарные инженерные решения.

В 1934-1935 годах Лев Васильевич служил в Красной армии, а демобилизовавшись, сразу попал в ударный конструкторский коллектив, организованный для создания новой базовой модели легкового автомобиля Ml. Специалисты этой группы стали основателями конструкторской школы Горьковского автозавода, а в дальнейшем — ключевыми фигурами всего отечественного автопрома. Над созданием «эмки» трудились А. М. Кригер (позднее доктор технических наук, профессор, главный конструктор ЗИЛа), Ю. Н. Сороч-кин (впоследствии главный конструктор ЗАЗа и ПАЗа), В. И. Борисов, Н. Г. Мозохин, И. В. Новоселов, Б. Д. Кирсанов (будущий заместитель главного конструктора АЗЛК), В. И. Подольский (заместитель главного конструктора УАЗа). Руководил Создатели автомобиля М20 «Победа» (слева направо): Л. В. Косткин, А.Д. Просвирнин, В. И. Борисов, А. М. Кригер, А. А.Липгарт проектированием автомобиля главный конструктор завода А. А.Липгарт (будущий доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники).В эту блестящую «сборную команду» Лев Косткин пришел не подмастерьем, а начальником группы. Несколько позже Лев Васильевич занял пост заместителя главного конструктора.В качестве ведущего конструктора КБ шасси и двигателей Косткин разрабатывал конструкцию узлов систем питания и охлаждения моделей Ml, ГАЗ-11-40, ГАЗ-61. В годы Великой Отечественной войны Лев Косткин активно участвовал в разработке боевой техники. Его имя стоит в одном ряду с именами выдающихся создателей армейских машин, таких как Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачев, А. М. Кригер, Ю. Н. Сорочкин и В. К. Рубцов.

Лев Васильевич, наряду с Липгартом, Мо-зохиным, Строкиным и Сорочкиным, сыграл одну из ключевых ролей в создании первой послевоенной горьковской легковушки  «Победы». Еще больший вклад Косткин внес в разработку грузовика ГАЗ-51, производство которого завод освоил в 1946 году. За создание этого автомобиля Косткин, а также А. А.Липгарт, А. М. Кригер, А.    Д. Просвирнин, В. И. Борисов и С. И. Русаков в 1947 году были удостоены Сталинской премии второй степени в номинации «За выдающиеся изобретения и коренные усовершенствования методов производственной работы». Уже в 1948 году Косткин возглавил конструкторский отдел грузовых автомобилей Горьковского автозавода. А затем случилась некрасивая история с разработкой под руководством конструктора Крещука бесперспективной армейской амфибии ГАЗ-011 и параллельной работой завод-чан над альтернативным ГАЗ-46. Крещук, убежденный, что его тему специально саботируют, писал жалобы в партийные и государственные инстанции. В результате в 1951 году главный конструктор завода Андрей Липгарт был смещен со своего поста. Его место занял соратник и единомышленник Лев Васильевич Косткин. Именно в период работы главным конструктором Косткин получил свою вторую Сталинскую премию (на этот раз третьей степени) за работу в области военной техники  в компании с В. А.Дедковым, Н.Ф.Денисюком, Н. И. Ефимовым, М. Г. Редькиным, В.    К.Рубцовым и Ф.Т.Тимофеевым.

Увы, начатые в 1951 году «оргмеры» внутризаводскими кадровыми перестановками не исчерпывались. Результатом рассмотрения очередного письма Крещука стало постановление Совета министров СССР № 2286-866СС от 15 мая 1952 года. Согласно этому вердикту, Липгарта фактически сослали на автозавод в Миасс, директора ГАЗа Г. А. Веденяпина назначили начальником моторного цеха ЯАЗа, а главного конструктора Косткина отправили рядовым инженером на Минский автомобильный завод (МАЗ). Впрочем, «в рядовых» Лев Васильевич проходил недолго. Талант и опыт способствовали быстрому продвижению по служебной лестнице, и уже в сентябре 1954 года Косткин был назначен главным конструктором МАЗа. Вот как о приходе Косткина на эту должность вспоминает один из старейших конструкторов предприятия Иван Францевич Демидович:

«Реально дело сдвинулось с мертвой точки, когда в 1954 году пост главного конструктора завода занял Лев Васильевич Косткин. До него главным конструктором был Георгий Михайлович Кокин, с целой группой конструкторов приехавший с Ярославского автозавода для организации серийного выпуска МАЗ-200  автомобиля, который, собственно, ими же и разрабатывался по прежнему месту работы, машина тогда носила марку ЯАЗ. Это были очень грамотные и опытные специалисты, но прежде они создавали только капотные грузовики и, естественно, оставались приверженцами такой схемы. А Косткин до прибытия к нам работал главным конструктором ГАЗа, по сути, он был сослан в Минск после того, как в 1952 году оказался у себя на заводе в опале. Идею бескапотных автомобилей Косткин не просто сумел оценить: под его непосредственным руководством фактически и началось их проектирование». Последние годы перед выходом на пенсию Лев Васильевич работал в Министерстве автомобильной промышленности: с 1966 по 1969 год  начальником управления конструкторских и экспериментальных работ, в 1969-1975 годах  заместителем председателя научно-технического совета Минавтопрома. В 1975 году Лев Васильевич вышел на пенсию.
 

Читайте также: