Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Лимузин ЗИЛ 41041



Лимузин ЗИЛ 41041


Короткобазный пятиместный седан с индексом 41041 выпускался с 1986 года. Концептуально этот автомобиль являлся преемником модели 117. Кстати, в практике мирового автомобилестроения длиннобазные лимузины обычно получают путём «растягивания» до требуемого размера исходного седана. На ЗИЛе поступали с точностью до наоборот... За исходную модель была взята машина с индексом 41047, которая по своей сути отличалась от «сто четырнадцатого» и последовавщего за ним «сто пятнадцатого» (позже получившего индекс 4104) только дизайном. При этом, создавая кузов 41041, разработчики воспользовались каркасом и силовыми элементами предыдущего короткого кузова, благо все основные размеры оставались без изменений. А наружные панели были «позаимствованы» у 41047. Таким образом, машины «длинная» и «короткая» получились схожими, не считая длины и... идеологии. Дело в том, что в отличие от модели 41047, салон которой был спроектирован исключительно для удобства задних пассажиров (из-за особенностей лимузинной компоновки крупногабаритный водитель там просто не помещался), машина с индексом 41041 была в этом смысле более демократична и не «требовала» от человека, сидящего за рулём, каких бы то ни было эргономических жертв. Причина столь разного подхода организации рабочего места понятна. ЗИЛ 41047 создавался исключительно как транспорт для особо важных персон, сидящих на заднем сиденье, а за руль 41041 важные персоны зачастую садились сами. Если, конечно, было настроение.

А теперь попробуйте хотя бы приблизительно угадать, когда был собран попавший к нам на испытания экземпляр? Если вы не имеете отношения к заводу-производителю, то сделать это будет затруднительно. Дело в том, что машина выпущена в... марте 2012 года! То есть всего за месяц до нашей с ней встречи на спецдорогах Дмитровского автополигона. Да-да, вы не ослышались-тестируемый нами исторический автомобиль настолько новый, что не прошёл ещё требуемую согласно заводским нормам обкатку. На одометре всего 1100 км, а в ГОН эти машины передавались с пробегом в две тысячи. Чтобы понять, как так получилось, надо рассказывать историю цеха легковых автомобилей завода ЗИЛ за последние двадцать лет. Но поскольку мы это уже делали (см. «Тяжёлое машиностроение», Rolling Wheels №1 январь-февраль 2012), ограничусь краткой информацией. В 90-е годы в легковом цеху завода был собран некоторый запас агрегатов и деталей, из которых позднее и было сформировано 25 машинокомплектов для сборки модели 41041. Начиная с 2000 года их постепенно пускали в работу, изготавливая заведомо коллекционные автомобили! Последние из могикан, живые памятники ушедшей эпохи...

Таким образом, тестируемый сегодня нами ЗИЛ в какой-то степени является «машиной времени», причём «машиной времени» коллекционного уровня. А мы с вами имеем дело с редчайшим в практике автомобильного ретро случаем. Вышедший из заводских ворот в начале 2012 года новый с иголочки автомобиль представляет собой образец техники высшего класса, произведённой в... 80-х годах прошлого столетия. Хотя почему 80-х? Если учесть технический консерватизм советских правительственных лимузинов, то конструктивно эта машина рождена в конце 60-х годов прошлого столетия.
На это величественное творение дозволялось смотреть лишь с расстояния (близко подпускались лишь избранные) или, что ещё лучше, на экране телевизора. В любом случае ЗИЛ впечатляет стремительной строгостью форм и элегантной внушительностью линий, а уж кортеж из нескольких ЗИЛов и вовсе оставлял в душах советских граждан неизгладимое впечатление. Кстати, несмотря на весь последующий нигилизм перестроечного времени, этот монументальный автомобиль и сегодня внушает чувство гордости за свою страну, к сожалению, уже почти забытое в наши суетные дни.

А теперь давайте заглянем в просторный салон. Внутри царит роскошь в том понимании, какой она была во времена Советского Союза. Пухлые передние сиденья со строчкой и «пуговками» смотрятся очень уютно и в них по-настоящему приятно сидеть (как в домашнем кресле, только не проваливаясь в подушки). Но мы же знаем, что главное место в лимузине - сзади... И действительно, даже в короткобазном седане марки ЗИЛ на втором ряду чрезвычайно просторно, а глубокая посадка и широченные задние стойки скрывают от посторонних взглядов главных пассажиров. Причём делают это без помощи штор и тонировки. Что же касается системы вентиляции и кондиционирования салона, то она эффективна и тщательно продумана. Характерная деталь - даже в наши дни редкие машины оснащены отдельными воздуховодами и прорезями в передних дверях, гарантировано исключающими запотевание и обмерзание боковых стёкол в любой погодной ситуации. И это правильно, ведь активная безопасность в такой машине - дело первостепенной важности! Управлением воздушными заслонками, кранами отопителей и системой центральной блокировки замков дверей заведует, как это и было принято в 60-80-е годы на автомобилях высшего класса, разветвлённая вакуумная система. Нажимаешь заветный рычажок - и кнопки замков послушно выезжают.

Первое, что привело в замешательство, когда я сел за руль, -это выключатель массы. То, что он где-то должен быть, стало ясно сразу после того, как в ответ на поворот ключа зажигания не произошло вообще ничего. Но поиски затянулись... Входе их я узнал, что в нишах за внутренней обшивкой перед дверями находятся оба блока предохранителей, нашёл включение дублирующей системы зажигания (справа под приборной доской), нащупал кнопки правого и задних стеклоподъёмников слева под рулём, но ничего похожего на выключатель массы не было... Заветный рубильник был обнаружен над педалями. Причём это и в самом деле был самый настоящий рубильник, только маленький. Поднимаю его до упора - и послушно автомобиль оживает. Кстати, сразу после того как это произошло, в голову мне пришла мысль о полезности принудительного обесточивания автомобиля в современных условиях. Ведь не секрет, что оставив свой самый совершенный, под завязку напичканный электроникой автомобиль, скажем, на стоянке аэропорта, по возвращении вы рискуете найти его с полностью разряженным аккумулятором и соответствующим букетом проблем, связанных с пуском двигателя и последующим вправлением «мозгов». А вот в случае с ЗИЛом всё гораздо проще. Поставил на стоянку, обесточил, закрыл дверь механическим ключом и улетел. Вернулся, отпер замок, сел за руль, нащупал рубильник (второй раз найти его не составит труда), потянул и... автомобиль мгновенно ожил.

Кстати, во время поисков рубильника, я нашёл ещё одно неожиданное решение. Непосредственно под рулём расположен необычный рычажок. Я нажал его, и рулевая колонка поднялась максимально вверх. Опустил её вниз - и она встала на старое место. Это не регулировка, просто дополнительная возможность максимально откинуть рулевое колесо для облегчения посадки. Что же до изменения угла наклона в достаточно широких пределах, то за него ответственен отдельный регулировочный барашек. Первые же замеры (а это было «поколёсное» взвешивание) подтвердили очевидное: даже короткобазный небронированный ЗИЛ - машина не самая лёгкая. Снаряжённая масса - более трёх тонн, но «развесовка» при этом близка к идеальной. Откуда набралась эта цифра, понять несложно. Достаточно спуститься в смотровую яму и заглянуть под днище... Вот это да! Такой внушительной рамы я не видел даже на профессиональных внедорожниках! Размер остальных агрегатов тоже впечатляет. Двигатель объёмом 7,7 литра, задний мост, коробка передач, карданный вал... Но самое удивительное, что в этом монументальном шасси проглядывается и изящная эстетика. Одни выпускные магистрали иначе как творением искусства не назовёшь. А как рационально используется их длина для размещения элементов глушителя (его окончание элегантно скошено, чтобы не ограничивать угол съезда). Но хватит восторгов, пора перемещать автомобиль на специальный стенд, где мы планировали провести тест на... опрокидывание.

Дело в том, что ещё с советских времён за правительственными ЗИЛами закрепилась слава чуть ли не единственной марки автомобиля, которые невозможно перевернуть. Легенда? Возможно, но тем оно и интересней. Кстати, поскольку опрокидывание входит в стандартную методику сертификации автомобиля, правительственные ЗИЛы в своё время через него уже проходили. Мало того, проходили и через краш-тесты. И кстати, их результат противоречил распространённому мнению, что после любой даже самой серьёзной аварии правительственный ЗИЛ остаётся «на ходу». В этой связи наш драйв-эксперт Евгений Сперанский вспомнил, как наблюдал здесь же на полигоне лобовое столкновение лимузина ЗИЛ с неподвижным недеформируемым препятствием (испытание по стандартной методике ГОСТ). Так вот, правительственный лимузин проявил достаточно характерную для рамной конструкции деформацию: машина фактически сломалась пополам в зоне моторного щита. Передняя часть задралась вверх, а задняя просела и коснулась земли под передней стойкой двери. При этом с сохранностью пассажиров всё было в порядке (впрочем, учитывая назначение машины иначе, наверное, и быть не могло) - внутреннее обитаемое пространство осталось неповреждённым. Вот только уехать своим ходом после такой аварии было бы проблематично.

Пока мы всё это вспоминали, Евгений Борисович крепил машину к поворотной платформе стенда. Но вот все необходимые «формальности» соблюдены, страховочные ремни перекинуты через кузов (их задача удержать автомобиль от полного переворота и последующего падения в яму), отрегулированы, стенд включён - и ЗИЛ начинает неспешно наклоняться. Всё, можно начинать делать ставки... Не буду утомлять подробностями. Скажу лишь, что незакреплённые колёса оторвались от поверхности платформы в тот самый момент, когда угол её наклона достиг 52 градусов 48 минут (вот мы и раскрыли информацию из разряда ДСП). Вы спросите, много это или мало? Много, более того - легенда подтверждена! Ведь согласно этой цифре, данный автомобиль действительно нельзя «положить на бок» в обычных условиях (удар о бордюр или попадание в глубокую рытвину в процессе бокового скольжения таковыми не являются). Суть данного замера состоит в том, что статический угол «падения» наглядно демонстрирует способность автомобиля противостоять опрокидывающему моменту в момент ухода в боковое скольжение. А теория, подтверждаемая практикой, гласит, что автомобиль, выдерживающий наклон платформы более чем в 50 градусов, уйдя в неконтролируемое скольжение, не перевернётся даже на сухой дороге с высоким коэффициентом сцепления. В общем, ещё раз отмечу, что легенда о непереворачиваемом советском лимузине в ходе стендовых испытаний оказалась подтверждена. На ровной дороге и без использования специальных приёмов вождения опрокидывание ЗИЛа (в данном случае модели 41041) невозможно.

Главное впечатление, которое производит движущийся ЗИЛ 41041, - это тишина и комфорт в салоне. Этот величественный автомобиль буквально плывёт над дорогой, размыкая даже намёки на связь между фактурой дорожного полотна и людьми в салоне. И даже когда мы «шли» по брусчатке далеко за «сотню», о том, что находится под колёсами, нам сообщали только глаза. Великолепная плавность хода! Причём это именно собранная плавность, а не болтанка, присущая многим автомобилям, претендующим на звание комфортных. И что ещё удивительнее, уЗИЛа практически отсутствуют продольные крены кузова при интенсивном торможении и разгоне, что вкупе напрочь стирает ощущение динамики, даже когда этот монстр мчится по горной дороге, визжа покрышками в поворотах. Более того, на моей памяти ЗИЛ, пожалуй, лучший по плавности хода из всех когда-либо тестированных автомобилей (а ведь в своё время мы активно занимались современными моделями).

Могучий 315-сильный двигатель, спроектированный специально для этих машин, придаёт автомобилю очень уверенный разгон, интенсивность которого благодаря всё той же «оторванности» от окружающего мира ощутить физически сложно. При этом нет особой разницы - происходит это на прямой или автомобиль движется в достаточно крутую гору. В итоге лёгкость, с которой машина преодолевает затяжные подъёмы, по-настоящему впечатляет. В таких условиях двигатель и автоматическая коробка передач работают совершенно без натуги. Кстати, о коробке. Этот трёхступенчатый автомат без малейшего намёка на электронику тоже функционирует исключительно плавно. Момент переключения практически не заметен. До идеала не дотягивает разве что не совсем чёткая фиксация селектора (с непривычки при переключениях требуется переводить взгляд на рычаг).

И вот ещё какой момент - как и любой другой автомобиль высочайшего класса, ЗИЛ нуждается в хорошем содержании и регулярном обслуживании. Впрочем, для машины такого уровня комфорта и эксклюзивности это вполне позволительная роскошь. Собственно, Гараж Особого Назначения отчасти за тем и был создан. Да и сегодняшние владельцы ЗИЛов, покупая этот заведомо коллекционный автомобиль, вряд ли будут использовать его как разгонную машину. И хотя корот-кобазная версия в городе чувствует себя вполне уверенно, эта машина всё-таки не для суетных городов с их рваным ритмом движения. Недаром же в стародавние времена для проезда этих автомобилей принято было давать «зелёную улицу», а работники ГИБДД и сегодня отдают честь проезжающим «зиловским» лимузинам. Не по долгу службы, скорее всего, это просто дань уважения главным автомобилям страны..




 

Читайте также: