Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобиль ГАЗ-АААА



Автомобиль  ГАЗ-АААА

 В 1933 году горьковские конструкторы оснастили ГАЗ-А и ГАЗ-АА гусеничными системами Кегресса. Образцы были переданы на доводку в НАТИ, но ничего путного из этого тоже не вышло. В том же 1933 году артиллерийский инженер Л. В. Курчевский (изобретатель безоткатной пушки) заменил родной ведущий мост удлиненного шасси ГАЗ-А двумя ведущими мостами ГАЗ-АА с коническими шестернями главных передач. Получившаяся «трехоска Курчевского» (ТК или ГАЗ-ТК) использовалась как самоходная артиллерийская установка (в комплектации платформы пушкой) или как транспортная десантно-разведыва-тельная машина (в версии «пикап» с трехместными продольными лавками в кузове). Казалось, ко второй половине 30-х годов из шасси базовых автомобилей выжали все, что можно, однако само по себе количество опытных конструкций свидетельствовало об их несовершенстве.

В техотдел еще строящегося Нижегородского автозавода 28-летний инженер Виталий Грачев пришел в 1931 году по мобилизации Ленсовнархоза и вскоре возглавил инженерную группу, занимавшуюся адаптацией прототипа НАТИ-30 к реальным условиям производства и эксплуатации. Результатом работы стал ГАЗ-ААА, оказавшийся самым жизнеспособным из всех неполноприводных горьковских автомобилейповышенной проходимости. В 1934 году заводу в директивном порядке приказали освоить производство упомянутой выше трехоски ТК. Производство освоили, но модифицированное шасси ГАЗ-А,разработанное артиллеристами, не выдерживало никакой критики. Автомобили ГАЗ-ТК оказались крайне ненадежными в эксплуатации, да и с производством было много сложностей. Грачев не побоялся написать письмо «наверх» и в результате был наказан  переведен мастером сборки того самого ГАЗ-ТК. Очень скоро несостоятельность «пушки-легковушки» стала настолько очевидной, что ее сняли с производства, а Грачева восстановили в прежней должности.На фото хорошо видны дополнительные колеса, установленные под днищем автомобиля для улучшения проходимости

Легкий тягач, способный перевозить артиллерийский расчет и комплект боеприпасов, буксировать пушку и при этом достаточно уверенно чувствовать себя на бездорожье, был одним из самых востребованных военными типов транспорта. И в 1936 году Грачев сконструировал свою версию трехосного ГАЗ-А  ГАЗ-АААА. От ГАЗ-ТК грачевский пикап с открытой платформой отличался в первую очередь использованием червячных главных передач ведущих мостов, максимально унифицированных с ГАЗ-ААА. Балансирная подвеска блока задних мостов также была заимствована у грузовой трехоски. Кроме того, Грачев нашел оригинальный способ мобилизовать для преодоления препятствий... запасные колеса! Обе запаски, как и рабочие колеса, крепились к осям, расположенным на специальных силовых элементах, установленных чуть выше рамы позади передних колес. Это позволяло запасным колесам не только свободно вращаться, но и в определенных условиях принимать на себя часть нагрузки.

 

Таким образом, ГАЗ-АААА категорически не вписывался в арифметику традиционных трансмиссионных схем. Это был трехосный автомобиль с колесной формулой, точнее всего описываемой выражением «(6+2)х4». Были построены и испытаны два образца таких машин. Один из них в качестве автомобиля техпомощи принял участие в испытательном пробеге по Памиру 1936 года. Платформа испытывалась с грузом 800 кг, оснащалась краном-лебедкой, на задние колеса устанавливали подобие гусеничного движителя  цепи «Оверолл». Возможно, ГАЗ-АААА занял бы место ГАЗ-ТК на конвейере, но именно в 1936 году Горьковский автозавод освоил базовый легковой автомобиль второго поколения М-1. Руководящие инстанции воздержались от поспешных решений, и у Грачева появилась возможность обогатить конструкцию трехосной платформы элементами новой машины.

Читайте также: