Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобиль ГАЗ-М73



Автомобиль ГАЗ-М73

Вскоре после прихода Хрущева к власти, когда необходимость подъема сельского хозяйства стала очевидной, в Кремле начались споры о методах проведения реформ. Многие настаивали на интенсивном пути развития, который предполагал повышение урожайности на уже освоенных площадях за счет внедрения прогрессивных технологий, выпуск современной техники, установление новых производственных отношений. Однако победу одержали сторонники экстенсивного развития  резкого увеличения посевных площадей.

В 1954 году пленум ЦК КПСС принял постановление «О дальнейшем увеличении производства зерна в стране и об освоении целинных и залежных земель». Госпланом СССР было намечено распахать в Казахстане, Сибири, Поволжье, на Урале и в других регионах не менее 43 млн. га. Свое решение правительство подкрепило мощной пропагандистской кампанией. Воодушевленные размахом проекта молодые люди ехали на целину целыми эшелонами. Освоение новых земель шло ударными темпами, быстро росло число новых зерновых совхозов-гигантов. Волна трудового энтузиазма затмила стратегические просчеты кампании: двинув людей и технику на дикие земли,никто не озаботился созданием инфраструктуры  жилья, дорог, зернохранилищ, ремонтной базы. На целину отправляли большую часть производимых в стране тракторов и комбайнов, мобилизовывали студентов, посылали в сезонные командировки механизаторов. Но количество не переходило в качество  вливание ресурсов не могло компенсировать организационные просчеты.

С началом пахотных работ вскрылась проблема, с которой аграрии прежде не сталкивались: на полях, раскинувшихся на сотни квадратных километров, техника оказалась оторванной от ремонтных баз, а агрономы не успевали объезжать свои владения. В колхозах и совхозах средней полосы все было просто: чтобы добраться до поломавшегося в поле трактора или комбайна, механизатор мог воспользоваться любой попутной машиной из тех, что постоянно сновали туда-сюда по относительно небольшой территории аграрного хозяйства, или взять казенный грузовик, а потом отпустить его для выполнения других текущих задач. На целине такое было невозможно. Трафик попуток отсутствовал как таковой, а воспользоваться прикрепленным к хозяйству автомобилем означало забрать его на весь день  о рентабельности использования техники в этом случае говорить не приходится. К поломавшемуся комбайну подчас нужно было доставить единственную запчасть и комплект ремонтных инструментов  в общей сложности не более 100 кг. А везти этот незатейливый груз приходилось в кузове грузовика, расходующего много топлива и к тому же оторванного на это время от выполнения своих «прямых обязанностей». Механизаторам и агрономам очень пригодились бы ГАЗ-69, производство которых Горьковский автозавод освоил в 1953 году, но, во-первых, использовать полноформатный джип для перевозки одного человека и 100 кг груза было неэффективно, а во-вторых, «шестьдесят девятых» просто на всех не хватало. В первую очередь этими автомобилями оснащались армейские подразделения, а немногочисленные народнохозяйственные партии горьковских грузопассажирских внедорожников распределялись среди сельских чиновников — секретарей райкомов, председателей колхозов и совхозов.

 

В сентябре 1955 года на ГАЗе освоили полноприводную версию «Победы»  автомобиль М72, но его появление свидетель ствовало лишь о том, что политика партии требует от партийных и государственных чиновников высокого ранга быть ближе к народу  чаще выезжать в поля. Механи заторам и агрономам нужен был мощный, но компактный и экономичный полноприводной автомобиль  неприхотливая рабочая лошадка  Горьковские конструкторы, причастные к проекту TA3-M73, рассказывают историю появления этой машины так. Осенью 1954 года Хрущев вызвал к себе министра автомобильного, тракторного и сельскохозяйственного машиностроения СССР Степана Акоповича Акопова и дал задание разработать малолитражный легковой автомобиль высокой проходимости, который заменил бы одноконную «линейку» — основное транспортное средство агрономов и объездчиков полей. Работа над полноприводным шасси для кузова «Победы» в это время уже шла полным ходом, и Хрущев, зная об этом, свое задание прокомментировал так: «Не одним же начальникам ездить с комфортом по бездорожью в любое время года!».

Вполне закономерно, что задание разработать такой автомобиль получил Горьковский автозавод  единственное предприятие страны, имевшее опыт производства негрузовых полноприводников. Изначально речь шла только о проектировании, то есть о создании полного пакета технической документации. Массовое производство машины Акопов намеревался разместить на автозаводе, строительство которого планировалось на Украине, поэтому перспективный внедорожник назвали «Украинец». Однако вскоре стало ясно, что по ряду причин от создания нового предприятия придется отказаться, и автомобиль переименовали в «Механизатор». Впрочем, не исключено, что история с наименованием и переименованием  всего лишь миф.В сохранившейся до наших дней заводской технической документации фигурирует лишь заводское обозначение «ГАЗ-М73».Создать эту машину предстояло конструкторской группе, возглавляемой Григорием Моисеевичем Вассерманом. Именно Вассерман и его сотрудники спроектировали несколько ранее ГАЗ-69 и ГАЗ-69А, именно этот коллектив в момент получения задания на разработку малого комфортабельного джипа работал над «скрещиванием» кузова «Победы» с полноприводной трансмиссией.

Начали с компоновки. Задачи, которые предстояло решать автомобилю, позволяли довольствоваться двухместным кузовом, а оставшиеся в запасе резервы полезной нагрузки и длины использовать для перевозки груза. Тем не менее, кузов вырисовывался короткий и легкий, что позволяло сделать его несущим, обойдясь без громоздкой и тяжелой рамы  для полноприводников тех лет решение революционное. Сразу же определились, что первые два опытных образца будут построены с разными типами кузовов  пикап и купе. У купе был закрытый вместительный багажник с пристроенной на его крышку запаской, а у пикапа позади закрытой двухместной кабины находилась открытая грузовая платформа с поручнями, запасное колесо размещалось в специальном отсеке под грузовой платформой. Грузоподъемность обеих версий составила 150 кг. Создавая экстерьер автомобиля, конструкторы постарались сделать его привлекательным и по-своему модным.

Несмотря на принципиальную новизну МУЗ, проектировать сугубо утилитарное транспортное средство с нуля не было необходимости. Важно было в кратчайшие сроки получить результат, используя максимум уже освоенных отечественным автопромом узлов и агрегатов. Малая масса автомобиля позволила заимствовать двигатель, сцепление с гидроприводом, КПП с удлинителем и тормоза у готовящегося к производству «Москвича-402». Оба ведущих моста и раздаточную коробку с демультипликатором Вассерман спроектировал специально для М73, создав уменьшенные копии аналогичных узлов М72 и ГАЗ-69.Конфигурация подвесок определилась почти автоматически  зависимая, на продольных рессорах. Как и у всех горьковских полноприводников, мосты крепились к рессорам снизу, что существенно увеличивало дорожный просвет. Для повышения проходимости ГАЗ-М7Э прибегли к радикальным мерам. Совсем небольшой малолитражный автомобиль получил крупные шины 6,70-15 (позже такие ставили на «двадцать первую» «Волгу»). Диаметр колесных дисков был меньше, чем у ГАЗ-69 и М72, но при этом ширина резины  как дорожной, так и с мощными грунтозацепами  была больше, чем у упомянутых выше внедорожников.Экзамен по физкультуре

Читайте также: