Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобиль Иж-14



Автомобиль Иж-14

 В заводском музее под фотографией ИЖ-4х4 стоит 1970 год, но единственный опытный образец совершенно не помнят заводские дизайнеры. Учитывая довольно нелепый внешний вид образца, это наводит на мысль, что ИЖ-5 был так называемым «мулом»  ходовой платформой, необходимой для уточнения компоновки и изучения работы основных узлов и агрегатов.В разных источниках есть расхождения и в определении типа кузова этой машины. Одни, отталкиваясь от конечной задачи, которую поставили перед собой конструкторы, утверждают, что кузов был несущим, другие упоминают «угловатый автомобиль с брезентовым верхом», то есть открытый.

С высокой долей вероятности можно предположить, что на ИЖ-5 уже была реализована упомянутая Мамедовым схема универсальной трансмиссии с компактным силовым агрегатом, позволяющим использовать как переднеприводную, так и полноприводную схему. И, наконец, на этом прототипе была установлена уникальная раздаточная коробка, управление которой  включение полного привода (то есть подключение к трансмиссии заднего моста) и понижающей передачи  осуществлялось одним рычагом. На этот агрегат коллектив его разработчиков получил официальное авторское свидетельство. Передняя независимая подвеска предположительно представляла собой усиленную подвеску «Москвича», а в задней для компактности применили торсионы.О судьбе ИЖ-5 упоминается в единственной журнальной статье: «После серии испытаний наш «ижик» был благополучно списан и разобран».

Если этот образец действительно играл роль «стенда на колесах», то вполне объяснимы и столь короткий срок его жизни, и готовность конструкторов ЦКБ-36 к реализации следующего этапа проекта  созданию полноценного малолитражного полноприводника с несущим кузовом. Работы по созданию ИЖ-14 начались уже зимой 1970-1971 годов. Ведущим конструктором проекта стал главный конструктор ИжАвто В. А. Абрамян.Под его руководством работали Р. Г. Глушко и П. В. Федоров. В коллектив художников-конструкторов вошли Б. М. Аверьянов, В. Е. Благоразумов, Г. Я. Глухов, В. Г. Зорин, А. С. Палагин, В. А. Савельев. От предшественника ИЖ-14 унаследовал конфигурацию силового агрегата с раздельными картерами КПП и раздаточной коробки. Двигатель УЗАМ-412 располагался продольно, под ним находилась главная передача переднего привода, без промежуточных валов соединенная с раздаточной коробкой, в свою очередь напрямую ском-мутированной с КПП. Раздаточная коробка к этому времени усилиями Кондрашкина была усовершенствована. Благодаря ее оригинальной конструкции автомобиль получился «многоприводным»: одним рычагом и можно было отдельно включить передний мост, либо задний, либо оба вместе с автоматическим включением понижающей передачи. Оба дифференциала снабдили самоблокировкой. Первоначально (в чертежах) обе подвески планировали сделать независимыми  передняя типа McPherson, задняя торсионная, однако прогрессивные конструкторские решения пришлось принести в жертву требованиям унификации с серийным «Москвичом». В результате обе подвески использовали от «Москвича» пружинную независимую переднюю и рессорную зависимую заднюю.

Усилиями ижевских дизайнеров автомобиль получил элегантный трехдверный несущий кузов с комфортабельным эргономичным салоном. Заднее сиденье сделали складным, что позволяло существенно увеличить полезный объем багажника. Проектирование ИЖ-14 закончили во втором квартале 1971 года, а к лету 1972 года было построено два опытных образца. Однако приступить к закономерному следующему этапу  всесторонним ходовым и лабораторным испытаниям автомобилей  ИжАвто не мог, поскольку ижевский внедорожник проектировался вне госзаказа и потому не фигурировал ни в планах родного оборонного ведомства, ни в перспективах Госплана, а следовательно, финансирование проекта не предусматривалось. Наиболее вероятным было освоение массового производства уникального джипа именно по линии Министерства оборонной промышленности. Летом ИжАвто в очередной раз посетил «куратор» «Ижмаша», в то время уже секретарь ЦК КПСС Д. Ф. Устинов. Ему и сопровождающим его высокопоставленным чиновникам с затаенной надеждой продемонстрировали опытный образец ИЖ-14. Один из генералов даже сел за руль и прокатился по заводской территории. Впечатления от автомобиля остались самые благоприятные.Оказавшийся в финансовом тупике проект можно было лишь официально зарегистрировать, чем в Ижевске и занялись. 22 февраля 1973 года группа художников и конструкторов, принимавших участие в создании ИЖ-14, получила официальное «Свидетельство на промышленный образец № 3441», выданное Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете министров СССР с приоритетом 30 октября 1972 года.

Читайте также: