Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобиль «Охта»



Автомобиль «Охта»

Вскоре после визита к министру новоявленные конструкторы должны были представить в НАМИ свою концепцию «автомобиля 2000 года», иначе говоря, рассказать «автомоторному» руководству, что именно они намерены строить. И вновь обратимся к воспоминаниям Хаинова:«Накануне визита в НАМИ мы за дебатами всю ночь просидели в гостинице втроем  я, Парфенов и Кулыгин. Тогда и родилась концепция «Охты»  семиместный легковой автомобиль с трансформируемым салоном и с рекордной (по возможности) аэродинамикой.Сказать, что в НАМИ мы были встречены прохладно  ничего не сказать. Всерьез нас не воспринимали и относились как к посаженной им на плечи «прихоти» Горбачева. Поэтому когда зашла речь о конкретном задании, руководство института без особых эмоций согласилось с нашей концепцией. (Мы же не сказали, что придумали ее несколько часов назад! Важно надули щеки и преподнесли это как идею, которую вынашивали и шлифовали несколько лет.) Вообще, в первый год работы в НАМИ от нас никто не таил, что все ждут нашего фиаско. Усмехались в лицо, но терпели  все же «протеже» Горбачева.Больше скажу  никто особо не интересовался, что мы там строим. Мы были на отшибе. Все думали  строим примитивную самоделку. Были уверены, что все закончится пшиком, и через год нас выгонят. Об отношении к проекту руководства НАМИ свидетельствует тот факт, что в кои-то веки разработка, формально осуществляемая институтом, не получила своего номерного индекса.А мы замахнулись всерьез. Чертежи сутра до ночи чертили, макет в аэродинамической трубе продули, построили посадочный макет салона для отработки эргономики, изготовили кучу оснастки, нашли всякие новые материалы и технологии.

Надо сказать, что пока нас в НАМИ воспринимали как обузу, мы у них интенсивно учились. В любом советском НИИ часть сотрудников образовывало инертное «болото», но были и люди, преданные своему делу, профессионалы. И вот эти профессионалы к нам очень хорошо относились. Учили нас, рассказывали секреты мастерства, показывали лаборатории, помогали советами». Распоряжение Горбачева выполнялось по инстанциям ровно настолько, чтобы отчитаться  и не более того. Поляков распорядился пристроить молодых конструкторов в НАМИ. Руководство НАМИ совместно с министерскими чиновниками нашло для своего неожиданно возникшего ленинградского «филиала» помещение и даже обеспечило лабораторию ставками в соответствии со штатным расписанием. Парфенов значился исполняющим обязанности заведующего, Хайнов  главным конструктором. И самое главное, друзья имели возможность взять в штат еще четырех человек. К счастью, в помощники им никто никого не навязывал  искали и приглашали единомышленников. К работе над проектом привлекли Сергея Попова (он стал главным «снабженцем»), слесарей Автомобиль «Охта» на съемках одной из первых программ «Взгляд». С создателями машины беседует Владислав Листьев (перед камерой, в белом костюме)

Александра Кошкина и Игоря Шпиллера, профессионального дизайнера Александра Костевича, окончившего ленинградское Мухинское училище. Еще два человека принимали участие в проекте вне штата и без зарплаты. На этапе общей компоновки и доводки аэродинамики кузова помогал Алексей Богачев  толковый конструктор из НИИТрансмаша. В конструкторских работах участвовал Александр Козлов, тогда студент Военмеха (Ленинградского механического института). Впрочем, распределение ролей и полномочий было условным  большую часть технических и творческих проблем решали сообща. Одноэтажный домик «филиалу» на территории «Автоарматуры» выделили подлатали его, отремонтировали. А вот восьмитонную стальную разметочную плиту заводили в здание на стропах автокрана через окно. Получалось, что в будущем выводить готовый автомобиль на свет божий придется аналогичным образом. Но формально-то придраться было не к чему..Примерно так же обстояли дела и с поставкой необходимых материалов. Министерство и НАМИ, обещавшие всяческое содействие, писали письма на предприятия, заранее зная, что они не имеют никакой юридической силы. Допустим, можно поторопить Волжский автозавод  он как-никак находится в ведомственном подчинении. А как поторопить тех, кто может дать (а может и не дать), например, восемь листов фанеры?Руководители некоторых предприятий, по-человечески симпатизировавшие молодым людям и их проекту, порой и хотели бы им помочь, да не могли: их добрые намерения тонули в сетях советской бюрократической системы. Например, забегая вперед, можно сказать, что «Охта» была построена без запланированного изначально бортового компьютера  подвели смежники, НИИ «Автоэлектроприбор». Как впоследствии выяснилось, тех в свою очередь подвели их смежники  не поставили в срок нужные микросхемы. Вот в таких условиях и работали  никто вроде бы не мешал, но и помогать не спешили.

Пятидверный кузов машины имеет несущий металлический каркас, к которому прикреплены наружные пластмассовые детали.В нашем варианте из стеклопластика, но при серийном производстве могут быть применены другие, более технологичные материалы. Достоинства выбранной конструкции в том, что силовые элементы изготовлены традиционным способом из стали,<...>а использование пластмасс позволяет решить проблему коррозионной стойкости деталей и уменьшить массу автомобиля. Форму кузова мы постарались приблизить к однообъемной, наиболее выгодной в отношении аэродинамики  она существенно влияет на топливную экономичность. <...> Передний бампер не выступает за контур машины. Он одновременно несет функцию облицовки радиатора, в нем смонтированы закрытые общим стеклом световые блоки (фары и указатели поворота). Из-под бампера электроприводом выдвигается спойлер.На кузове почти нет выступающих деталей, исключение  наружные зеркала, рукоятка двери задка. Большие, заходящие на крышу стекла наклеены на стойки кузова и рамки дверей заподлицо со стеклопластиковыми панелями, что существенно улучшило обтекание встречным потоком воздуха. Для вентиляции служат небольшие опускные окна. Для очистки ветрового стекла  механизм с одной щеткой, движущейся по сложной траектории.

В кузове удалось найти место для увеличенного (65 л) топливного бака. Равномерное распределение нагрузки по осям (51:49 при полной массе) положительно сказалось на устойчивости и управляемости. Универсальное назначение «Охты» предполагает широкие возможности трансформации кузова. Его можно использовать как семиместный пассажирский (сиденья расположены в три ряда, все пассажиры сидят по ходу машины, с багажным отсеком 0,2 м3), как пяти-, двух- и одноместный грузопассажирский, у которого объем для поклажи достигает 2 м3. Удобство загрузки создает не только высокая дверь задка, но и откидывающийся в средней части задний бампер. При сложенных сиденьях на ровном полу получаются удобные спальные места. Помимо этого передние сиденья разворачиваются вокруг вертикальной оси на 180°, и образуется «гостиная» с небольшим столиком ).Внешний вид и общую компоновку «Охты» разработал Геннадий Хайнов. Дизайн интерьера создан Александром Костевичем. Конструкторские работы по узлам вели Хайнов и Парфенов, за электрику полностью отвечал Дмитрий Парфенов.
 

Читайте также: