Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобиль УАЗ 3972



Автомобиль УАЗ 3972

Когда в 1954 году военные поставили перед ульяновскими конструкторами задачу разработать на базе ГАЗ-69 полноприводной фургон вагонного типа, речь действительно шла о «санитарке». Согласно утвержденным после окончания Великой Отечественной войны схемам эвакуации раненых, связь между батальонными медпунктами, находящимися в непосредственной близости от линии огня, и полковыми должны были осуществлять легкие внедорожники, способные перевозить четверо носилок. Автомобилей подобного типа в нашей стране тогда не существовало, конструкцию кузова предстояло создавать с нуля.

 

Разумеется, практичные представители автопрома сразу прикинули возможность использования новой платформы в народном хозяйстве, поэтому параллельно с санитарным транспортным микроавтобусом разрабатывался грузовой фургон, а несколько позже линейку перспективного семейства пополнил бортовой грузовичок.Серийное производство фургона УАЗ-450, грузовика УАЗ-450Д и нового для отрасли типажа  санитарного фургона УАЗ-450А  удалось освоить уже в 1958 году. Двумя годами позже работы по модернизации платформы принесли первые плоды: в числе прочих опытныхобразцов испытывался и усовершенствованный санитарный фургон УАЗ-452А, а в 1964 году начался массовый выпуск бескапотников второго поколения.



С появлением санитарного фургона практичность проявили уже военные, и созданный для фронтовых медиков автомобиль начал осваивать «новые специальности». Появление модификаций «4523», «452АЗ» и «452ДЭ» с экранированным электрооборудованием позволило использовать ульяновские бескапотники для установки радиоэлектронных систем, а также эксплуатировать эти автомобили вблизи чувствительных к помехам радиотехнических и зенитно-ракетных установок. Сафоновский завод «Гидрометеоприбор» на базе «буханок» выпускал несколько типов топографических привязчиков (УАЗ-452Т, УАЗ-452Т2 и УАЗ-452-2Т2), позволявших точно определять координаты и наносить их на карты. Фургоны оснащались оборудованием радиоперехвата, использовались как подвижные аэродромные узлы связи; оснащение этих машин приводными приемопередающими телеграфно-телефонными радиостанциями позволяло использовать их в качестве мобильного авиадиспетчер-ского пункта.


Для перекачки топлива в полевых условиях и заправки военной техники использовались «четыреста пятьдесят вторые», оснащенные станцией, перекачивающей горючее. Запуск авиационных газотурбинных двигателей горячим сжатым воздухом и питание бортовых электросистем самолетов осуществлялись при помощи аэродромной установки воздушного запуска УВЗ-2, размещенной на платформе УАЗ-452А. Специализированная модификация санитарного фургона УАЗ-452Г оснащалась дезинфекционным оборудованием. Грузопассажирская версия обустраивалась для работы в качестве передвижного штаба. Некоторое время УАЗ выпускал модификации «четыреста пятьдесят вторых» санитарок и автобусов для Крайнего Севера с дополнительной теплоизоляцией кузова, двойным остеклением, предпусковыми подогревателями, автономными отопителями, дополнительными АКБ.



Нашлось применение и бортовым грузовикам. На грузовую платформу УАЗ-452ДЭ монтировался комплект аэродромного светотехнического оборудования «Луч-4П», состоящий из прожектора, электрооборудования, кабелей,средств связи и управления. Нет ничего удивительного в том, что ульяновские конструкторы, начиная по собственной инициативе разработку следующего поколения внедорожников, сразу заложили в линейку новый полноприводной автомобиль с кузовом вагонного типа.Проблему обзорности и рабочего пространства уже на стадии разработки первых посадочных макетов решили за счет смещения двигателя вправо на 70 мм. Затем одним сантиметром пришлось пожертвовать. На унифицированной платформе первого поколения, испытанной на ходовых образцах грузопассажирского джипа УАЗ-3170, смещение вправо составляло 60 мм. На опытных образцах УАЗ-3972 это смещение пришлось уменьшить еще вдвое  до 30 мм. Этого оказалось достаточно для водителя и обеспечило нормальную посадку переднему пассажиру, однако не решило проблему обзорности: она могла бы соответствовать ГОСТу только при условии использования ветрового стекла большой кривизны, что не допускалось основным заказчиком.



Новая схема потребовала перенести радиатор в переднюю часть автомобиля. При этом появилась возможность эффективно отапливать салон без использования отдельных агрегатов, с отбором тепла от основного радиатора и без риска попадания подкапотных газов в салон.Интересно, что схема с выносом радиатора вперед была опробована намного раньше.В один из периодов вынужденного простоя силами работников бюро перспективного проектирования, почти без участия рабочих экспериментального цеха, был создан ходовой макет на базе УАЗ-452 с выносом радиатора вперед. Сравнительные испытания эффективности отопления макетного образца с серийным «452А» показали значительное преимущество макета. Кроме того, на этом образце благодаря переносу радиатора к лобовой панели удалось сместить место водителя к оси автомобиля, что значительно улучшало обзорность. Так создавался компоновочный «задел» для будущего «вагонника».
 

Читайте также: