Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобиль ВАЗ-2121



Автомобиль ВАЗ-2121

Когда речь заходит о причинах, по которым в массовое производство в конечном счете пошла тольяттинская «Нива», а не ИЖ-14, представители ИжАвто и «болельщики» марки утверждают, что создатели ВАЗ-2121 бессовестно воспользовались всеми наработками ижевских конструкторов, а потом бросили в бой «тяжелую артиллерию»  свои производственные ресурсы, явно превосходившие силы противника. В свою очередь защитники интересов Волжского автозавода доказывают, что на испытаниях в рамках объявленного Минавтопро-мом отраслевого конкурса на легковой внедорожник общего пользования «Нива» разгромила по большинству показателей всех потенциальных конкурентов, включая ИЖ-14. Трудно сказать, что и как происходило на самом деле.

Пректом ИЖ-4х4 Бюро по автомобилям ГКБ-88 по своей инициативе начало заниматься в конце 60-х годов, когда никто из высоких чиновников о машинах подобного формата и не помышлял. Не было не только никакого отраслевого конкурса, но и госзаказа. К 1970 году Кондрашкиным уже была спроектирована уникальная раздаточная коробка, управляемая одним рычагом   главная изюминка будущего ИЖ-14. Волжский автозавод над перспективным малолитражным полноприводником (будущей «Нивой») начал работать летом 1970 года после визита на автозавод председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина, рекомендовавшего заняться созданием именно такой машины. Через некоторое время ВАЗ (в отличие от ИжАвто) получил официальный госзаказ по линии Минавтопрома. Летом 1971 года ведущий конструктор проекта Мурашов приступил к проектированию ходовых образцов первой серии, а в апреле 1972 года на дорожные испытания вышли два «мула»  опытные полноприводные платформы ВАЗ-Э2121. К этому времени первый ижевский внедорожник уже выполнил свою миссию и был утилизирован, а всего через несколько месяцев свет увидели опытные образцы ИЖ-14.

Силовой агрегат Э2121 имел одно принципиальное отличие от силового агрегата ИЖ-5 и ИЖ-14: раздаточная коробка ВАЗ-Э2121 соединялась с жестко закрепленным под двигателем редуктором переднего моста передающим валом. При этом «раздатка» также управлялась одним рычагом, имевшим пять позиций: включен только передний привод, включен только задний привод, включены оба моста, включены оба моста на понижающей передаче и нейтраль. Сходство с раздаточной коробкой Кондрашкина налицо, но, во-первых, либо придется говорить о немыслимом в условиях СССР промышленном шпионаже, либо лишь о сходстве концепции, что на определенном этапе развития конструкторской мысли вполне объяснимо. А во-вторых, к тому моменту, когда «Нива» и ИЖ-14 сошлись на «очной ставке» полевых испытаний, тольяттинские конструкторы от такой раздаточной коробки отказались. Трансмиссия ВАЗ-2121 имела обычную «раздат-ку» с двумя рычагами и постоянный полный привод. Даже если разработки ижевских конструкторов в какой-то степени повлияли на первоначальную архитектуру трансмиссии 32121, на соревновательных результатах это впоследствии не отразилось.
 Об общем типаже автомобиля? Это несерьезно. К идее малолитражного комфортабельного джипа каждое из КБ пришло самостоятельно, да и сама идея была не нова  достаточно вспомнить «Огонек» НАМИ или ГАЗ-М73.

Остается дизайн кузова. ИЖ-14 в окончательном варианте увидел свет летом 1972 года, когда Э2121 существовали лишь в виде «мулов», не имеющих полноценных несущих кузовов. Теоретически вазовские дизайнеры могли «подсмотреть» (правда, непонятно где и как) итог работы ижевских коллег. Но уже весной 1972 года тольят-тинский дизайнер В. Семушкин завершил эскизную разработку закрытого кузова и приступил к созданию макетов, в том числе и полноразмерных. Едва ли у него была возможность ознакомиться с эскизами ижевских коллег. Да и само сходство ВАЗ-2121 и ИЖ-14 весьма условно. Сходный силуэт кузовов объясняется одинаковой компоновкой и функциональным назначением, а оперение и элементы декора у этих машин не имеют ничего общего.

Читайте также: