Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Фаэтон ГАЗ-11-40



Фаэтон ГАЗ-11-40

Фаэтон ГАЗ-11-40 в предвоенное время стал символом «светлого будущего». Экспериментальный автомобиль, который понравился Сталину, демонстрировался в 1939 году на ВСХВ, а два других опытных образца были сняты в культовом музыкальном фильме «Светлый путь» (1940).Как известно, выдавая в 1933 году Горьковскому автомобильному заводу задание на разработку нового легкового автомобиля, правительство страны особо подчеркивало, что он обязательно должен быть с закрытым кузовом. Фаэтоны ГАЗ-А вызывали очень много нареканий из-за плохой приспособленности к климату большей части страны. Зимой в таких машинах, лишенных обогревателя, передвигаться на большие расстояния было, мягко говоря,некомфортно, а уж работать на них целый день и вовсе становилось пыткой. Поэтому стремление иметь самый массовый легковой автомобиль в стране именно закрытого типа понятно и естественно. Труднее объяснить высказанное в 1936 году в Кремле пожелание И.В. Сталина построить на базе «эмки» еще и открытый автомобиль. Хотя здесь была своя логика. Действительно, передвигаться в закрытой черной (а в основном «эмки» были именно такого цвета)
машине в сорокаградусную жару в той же Средней Азии было не намного легче, чем в открытом авто в тридцатиградусный мороз.

С точки зрения дилетанта, сделать открытый автомобиль из закрытого достаточно просто - надо всего-навсего удалить крышу. В реальности проще сделать наобо рот: снабдить открытую машину жестким верхом. Дело в том, что в закрытом автомо биле крыша является важным элементом конструкции. Она принимает на себя часть нагрузки, приходящейся на кузов. Удаляя крышу, инженер невольно ослабляет всю конструкцию. Следовательно, ему необходимо заново пересмотреть весь кузов, укрепляя его незаметными под обшивкой косынками и усилителями, а то и полностью изменяя его основание. В результате вес открытой машины, переделанной из закрытой, нередко бывает больше изначального.На этом фоне пожелание вождя выглядит очень странным. Ведь, если бы задание было выдано одновременно на разработку двух машин  с закрытым и открытым верхом, конструкторы сразу могли бы предусмотреть унификацию их кузовов. Теперь же они были поставлены в непростую ситуацию. Им предлагалось создать «лишь модификацию», что на деле означало практически заново разработать еще один кузов для легкового автомобиля.

К этому времени «эмка» выглядела немного старомодной. Ведущие мировые автомобильные компании уже отказались от плоской облицовки радиатора и делали ее выпуклой. Стали популярны выступавшие сзади закрытые багажники вместо
багажных решеток. Плоские ветровые стекла все чаще заменялись двойными, поставленными под углом друг к другу, и т.д. Но самое главное — из-за вынужденной необходимости использовать на новой легковой машине устаревший четырехцилиндровый двигатель от ГАЗ-А (лишь слегка модернизированный) значительно снижались динамические показатели «эмки». Машина становилась просто неконкурентоспособной. А.А. Липгарту как главному конструктору Горьковского автозавода было понятно, что в скором времени Ml потребуется серьезная модернизация, в том числе обновление кузова и применение более мощного двигателя.В этот момент и возникло решение объединить работы по созданию открытой версии «эмки» с деятельностью но ее дальнейшему усовершенствованию. Проектируя новый кузов, конструкторы сразу могли готовить два варианта: закрытый и открытый.А использование рядного шестицилиндрового двигателя (его прототипом послужил двигатель Dodge) невольно делало эти машины принципиально новыми по сравнению с Ml.

Перспективное семейство автомобилей успело получить обозначение М2. Правда, в реальности оно не применялось, а существовало только на уровне эскизов модернизированных машин. Примерно в это же время на ГАЗе была введена новая система обозначения моделей, подсмотренная у Генри Форда: двойной индекс, в котором первая цифра указывала на модель базового шасси, а вторая  на модель кузова. В результате легковое шасси с шестицилиндровым двигателем получило обозначение ГАЗ-11, открытый кузов для него  ГАЗ-40, закрытый - ГАЗ-УЗ. Сначала должен был появиться фаэтон ГАЗ-11-40, так как, прежде всего, требовалось отчитаться перед правительством страны о выполненном задании. Фактически это был первый горьковский автомобиль, который создавался без какой-либо привязки к фордовскому шасси или фордовской технической документации. Несмотря на схожесть ГАЗ-11-40 с обычной «эмкой», у этих машин было очень мало общих деталей. Все кузовные элементы фаэтона вообще были новыми, даже «эмочные» крылья получили «карманы» для установки запасных колес. Правда, на первых четырех опытных образцах, собранных в 1938 году, временно стояла облицовка радиатора от Ml (что, кстати, могло быть сделано нарочно, так как требовалось продемонстрировать открытую м о д и ф и к а ц и ю «эм к и»).Первые опытные образцы значительно различались между собой. Они имели разной конструкции ветровые стекла (плоские и V-образные), разные бамперы, формы заднего багажника, укладки мягкого верха и т.д. Так сделали специально  чтобы в процессе испытаний выбрать наиболее удачный и удобный вариант.22 сентября, около 6 часов вечера, в Кремле были представлены новые автомобили ГАЗ: четыре фаэтона, пикап на базе Ml и новый гусеничный вездеход «В» на базе ГАЗ-АА. На смотре машин присутствовали И.В. Сталин, В.М. Молотов, Л.М. Каганович, К.Е. Ворошилов, А.А. Жданов,Н.И. Ежов. Сталину наиболее приглянулся серый фаэтон с V-образными ветровыми стеклами. Хотя у вождя вызвал сомнения низко расположенный нижний срез выступающего багажника, который, по его мнению, мог уменьшить проходимость автомобиля. В заключение Сталин обратился к представителям ГАЗа с вопросом: «А готов ли завод к серийному выпуску этих машин?». Директор завода И.К. Лоскутов доложил, что к выпуску идет усиленная подготовка.

Читайте также: