Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Малолитражный автомобиль ИЖ-5



Малолитражный автомобиль ИЖ-5

Приказ о создании автопроизводства на базе «Ижмаша» был подписан 25 июня 1965 года. Инициатором этого решения стал председатель Высшего совета народного хозяйства СССР Дмитрий Федорович Устинов, курировавший «оборонку». Изначально речь шла лишь об увеличении объемов производства «Москвичей».


О собственных автомобилях в Ижевске в ту пору еще и не помышляли. Тем не менее, штат нового завода предусмотрительно укомплектовали не только инженерами и технологами, которые должны были заниматься организацией производства, но и конструкторами, и художниками. ИжАвто разительно отличался от других предприятий отрасли  сказывалось ведомственное подчинение. Оборонные «уши» торчали отовсюду. Если на Волжский автозавод, построенный одновременно с ижевским, переманивали лучших конструкторов с других предприятий автопрома, главным образом с ГАЗа, то «оборонный» ИжАвто вынужден был довольствоваться специалистами местного мотопроизводства и выпускниками ижевских технических вузов — правда, опыта создания автомобилей не было ни у тех, ни у других. Как правило, на автозаводах коллектив конструкторов входил в подразделение, традиционно именовавшееся КЭО  конструкторско-экспериментальный отдел. А на ИжАвто структурным единицам присваивали загадочные цифровые индексы: СКБ-61  машиностроительное КБ «Ижмаша», при котором 9 июля 1965 года появилось Бюро по автомобилям; ГКБ-88  самостоятельное головное конструкторское бюро на базе Бюро по автомобилям, созданное в августе 1965 года; ЦКБ-36  так ГКБ-88 начали называть в 1970 году и т.д.

 

Наконец, если между предприятиями автопрома в 1945 году были распределены трехзначные цифровые индексы для обозначения моделей (например, «Москвичу» достались числа с 400 по 499), то ИжАвто в эту систему не входил и потому долгое время собственные экспериментальные модели индексировал без затей, порядковым номером  ИЖ-5, ИЖ-6, ИЖ-13 и т.д. Предприятие, изначально ориентированное на производство легковых и коммерческих автомобилей, оказалось в уникальном положении. Миноборонпрому, которому подчинялся ИжАвто, не было никакого дела до легковушек — ему хватало и профильных проблем, а потому отношения между высоким начальством и объектом хозяйствования сводились к незатейливой формуле: «Мы вам деньги, а вы будьте любезны выполнить план по производству «Москвичей»». Министерство автомобильной промышленности СССР, следившее за соблюдением видового равновесия в отрасли, в лучшем случае могло ИжАвто что-то порекомендовать, либо попытаться воздействовать на независимое предприятие через Госплан. Иными словами, заказов на разработку принципиально новых моделей от своего оборонного руководства ижевские автомобилестроители могли ждать до скончания века, а если вдруг возникала «инициатива снизу», ее даже некому было пресечь  твори не хочу!Но молодые ижевские конструкторы и художники не собирались бездельничать и зря получать зарплату  они сумели правильно распорядиться свалившейся на них свободой, абсолютно нетипичной для отечественного автопрома. Собственные задумки появились еще до того, как за ворота ИжАвто выкатились первые «Москвичи-408».

Безусловно, нужно отдать должное руководству предприятия, с пониманием относившемуся к конструкторским инициативам своих специалистов и всячески поощрявшему их стремление к творчеству. Речь идет о первом директоре автопроизводства Юрии Алексеевиче Соболеве, сменившем его в 1972 году Олеге Игнатьевиче Собине, а также о первом главном конструкторе Николае Ивановиче Слесаренко и занявшем этот пост в 1970 году Владимире Арамаисовиче Абрамяне.Первая собственная разработка ГКБ-88 появилась на свет уже в 1966 году  был изготовлен и прошел конструкторские испытания опытный образец будущего ИЖ-Комби. К 1970 году создали еще несколько прототипов. В рамках «обязательной программы» на базе «Москвича-434» были построены фургон повышенной вместимости ИЖ-6Ф и пикап ИЖ-6Г (впоследствии выпускавшиеся серийно ИЖ-2715 и ИЖ-27151), а в качестве «показательного выступления» был создан прототип малолитражного полноприводного легкового автомобиля с несущим кузовом ИЖ-5.

Читайте также: