Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Московский автомобильный завод имени КИМ



Московский автомобильный завод имени КИМ

12 мая 1939 года с заводского конвейера сошла последняя «полуторка» ГАЗ-MM. На КИMe планировалось выпускать по 50 тысяч малолитражных автомобилей в год. Завод требовал серьезной реконструкции  на его территории должны были действовать 15 цехов: двигателей, прессовый,термический, шасси,кузовной и, конечно же, главный конвейер. При этом крупные штамповки и литые детали планировалось привозить с Горьковского автомобильного завода, а поковки, рессоры и рамы  с Завода имени Сталина. Главный конвейер и кузовной цех строили в 1939-1940 годах, в том числе зимой, в лютый мороз. Чтобы начать выпуск автомобилей,требовалось установить 1766 единиц оборудования, изготовить инструмент пяти тысяч наименований.

На КИМе был организован свой конструк-торско-экспериментальный отдел, однако проектировали малолитражку НАТИ и ГАЗ, а первые три образца собирали на ЗИСе. Основные конструкторские работы легли на плечи автоотдела НАТИ. Возглавлял работы ведущий конструктор Андрей Николаевич Островцев. Общую компоновку чертил Борис Васильевич Шишкин. Ведущим конструктором по двигателю выступал Сергей Борисович Чистозвонов, по шестерням силовой передачи  Армен Вартанович Осипян, по подвеске  Борис Александрович Глух, по электрооборудованию  Мичеслав Константинович Про-шинский. Отдельные агрегаты и механизмы разрабатывали А. С. Айзенберг, А. В. Раш,

В. Ф. Родионов, А. А. Сеславин, И. С. Трепен-ников. Заместитель главного конструктора ГАЗа Н. И. Борисов и главный инженер Горьковского автомобильного завода В.Ф. Гарбузов вместе с целой делегацией инженеров КИМа ездили в США заказывать штампы.В апреле 1940 года в экспериментальном цехе ЗИСа построили три кузова КИМ-10. Среди руководителей работ  инженеры В. Н. Ростков и Ю. А. Долматовский.В других цехах ЗИСа изготовили коленчатые и распределительные валы, поршни, клапаны,карданный вал, полуоси и множество других деталей. Рамы пришлось делать вручную. К 1 мая машины были готовы  и три новых КИМ-10 участвовали в первомайской демонстрации на Красной площади.До завершения реконструкции КИМа было еще далеко. Летом состоялся «провальный» показ автомобилей в Кремле И.В.Сталину и членам правительства, а 14 августа вышло постановление ЦК ВКП(б) и Совета народных комиссаров СССР, перечеркнувшее основную часть конструкторских работ. Было приказано создавать новый кузов с четырьмя дверями. Некоторые пункты выглядят абсурдно: понизить крышу, уменьшить багажник. Зимой 1941 года ГАЗ изготовил один или два образца.четырехдверных КИМ-10-52, представлявших собой откровенный шаг назад по сравнению с исходной моделью.

А самое страшное заключалось в том, что американское оборудование для производства двухдверного КИМ-10-50 было уже заказано и оплачено, пробные штамповки изготовлены. Единственный способ оправдать затраты  освоить «запрещенный» кузов. Так появился «автомобиль-компромисс». Согласно августовскому постановлению, он лишился подножек, молдингов, отдельно стоящих фар и перемычки заднего стекла, но остался высоким, с двумя дверями и более дорогой отделкой, чем КИМ-10-52 или Opel Kadett К38.В таком виде его стали собирать на достроенном заводе. В 1940 году увидели свет 16 машин, в марте 1941-го  120, в апреле  70, в мае  только 42, зато в июне  80 автомобилей. Последние 53 экземпляра КИМа завод собрал уже после начала Великой Отечественной войны, в июле. Интересно, что помимо автомобилей КИМ выпускал коробки передач для мотоцикла М-72.

В июле 1941 года КИМ освоил массовый выпуск корпусов реактивных снарядов калибра 132 мм для только что принятых на вооружение установок залпового огня БМ-13 «Катюша». Летом автомобильный завод имени КИМ объединили с московским танковым заводом №37 на Преображенской Серийный автомобиль КМ-10-50, выпускавшийся с марта по июль 1941 года
заставе, а в октябре, когда немецкие войска подходили к Москве, эвакуировали вместе с ним в Свердловск. В июле того же 1942 года по решению Государственного комитета обороны КИМ и «Завод №37» слиты в один «Завод №50» танковой промышленности. На этом история Московского автомобильного завода имени КИМ заканчивается.После войны многие бывшие работники КИМа возвращались с фронта и из эвакуации на ту же территорию, входили в ту же проходную, писали заявление в тот же отдел кадров. Им снова предстояло налаживать выпуск малолитражных автомобилей. Но это был уже совсем другой завод, с другим названием  как сказали бы сегодня, «другое юридическое лицо».

Читайте также: