Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Отечественные "полуторки"



Отечественные

Горьковский автомобильный завод являлся крупнейшим в стране и производил больше автомобилей, чем любой другой завод в СССР. При этом ставка делалась именно на производство грузовиков, на которые приходилось не менее 70 процентов от общего выпуска. В довоенное время только выпуск базового грузовика ГАЗ-АА на головном предприятии составлял 40-60 тыс. машин ежегодно! Всего на ГАЗе с 1932 по 1949 гг. было произведено 829808 автомобилей ГАЗ-АА. Кроме этого, из поступающих с Горьковского автозавода машинокомплектов в 1933-1939 гг. полуторки собирались на Московском автосборочном заводе им. КИМ (по 40-50 тыс. ежегодно), а в 1939— 1940 гг.  на Ростовском автосборочном заводе (по 15-20 тыс. ежегодно). Таким образом, ГАЗ-АА был самым массовым грузовиком на территории Советского Союза.

По сравнению со своими заокеанскими прототипами отечественные полуторки имели ряд усиленных узлов (картер сцепления, рулевой механизм и др.) и бортовую платформу увеличенных размеров (2450x1870x500 мм). Конструкция автомобиля была простой, в некоторых случаях даже примитивной.На грузовике была элементарная система электрооборудования, подача топлива осуществлялась самотеком, толкатели клапанов были нерегулируемыми... Все это облегчало обслуживание машины и не требовало от водителей или механиков особой квалификации или познаний. Желая упростить машину, американские конструкторы применяли некоторые технические решения, которые в будущем не получили должного развития. Так, в передней подвеске использовалась единственная поперечная полуэллиптическая рессора, задний мост устанавливался на двух продольных кантилеверных (консольных) рессорах. Одновременно с этим на полутор ке был внедрен ряд прогрессивных решений  алюминиевые поршни цилиндров, электростартер, поршневой палец плавающего типа, сухое однодисковое сцепление, четырехступенчатая коробка передач и т. д. Достоинством полуторки, унаследованным от Ford АА, можно считать и высокую весовую культуру. Каждая деталь автомобиля проектировалась на основе точного расчета нагрузок и являлась легкой, технологичной и простой по форме.

Много хороших слов можно сказать и о двигателе полуторки. Четырехцилиндровый, нижнеклапанный, с трехопорным коленчатым валом, при рабочем объеме 3285 см3 он развивал мощность 40 л.с. при 2200 об/ мин и обладал исключительной гибкостью в работе, хорошей приспособляемостью к изменениям внешней нагрузки. Наибольший крутящий момент (16,5 кгс.м) достигался уже на 1200 об/мин, а на холостом ходу, при тщательно выверенной регулировке, устойчивая частота вращения коленчатого вала могла составлять всего 60-70 об/мин. Двигатель обладал очень низкой степенью сжатия (4,2) и мог эксплуатироваться на любом сорте бензина, а в жаркую погоду, будучи прогретым, и на керосине.Вместе с тем полуторка имела ряд существенных недостатков. Например, реактивная вилка передней оси упиралась через подпятник в картер сцепления. При интенсивном : торможении груженой машины это Крепление ; часто разрушалось. Также у автомобиля быстро изнашивались неразборные карданные шарниры, которые в дальнейшем уступили место более долговечным  сочлененного типа «Спайсер». Слабым местом ГАЗ-АА оказалась зубчатая «уф га, соединяющая вторичный вал коробки передач с карданным валом. Для ее замены в случае износа приходилось выкатывать из-под машины задний мост. В дальнейшем этот узел на полуторке тоже был изменен.

У водителей вызывали нарекания буксирный прибор и рамка крепления запасного колеса. Первый был ненадежен в отечественных условиях эксплуатации  его часто вырывало из торца рамы с «мясом». А место и способ крепления запасного колеса оказались просто неудобными: смещаясь вперед, «запаска» могла протираться о картер заднего моста и приходить в полную непригодность.Низким ресурсом отличались дефицитные стартер с аккумулятором: на редкой машине они служили дольше полугода. Поэтому в реальной эксплуатации автомобиль заводили «кривым стартером»,. рукояткой.Стоит особо упомянуть действующий от разрежения в выпускной трубе «вакуумный» привод стеклоочистителя. При движении в сильный дождь, когда скорость машины снижалась до минимума, а, следовательно, снижались и обороты двигателя, стеклоочиститель практически застывал на месте. И это в тот момент, когда, наоборот, требовалась его работа на максимальной скорости.

Отдельные мелочи и недостатки конструкции не смогли испортить в целом положительное впечатление от самого массового советского грузовика. Он вынес на себе не только основную нагрузку в 1930-е  в эпоху индустриализации страны, но и тяжесть фронтовых дорог в Великую Отечественную, а также существенную часть автоперевозок в период послевоенного восстановления хозяйства. Полуторка использовалась не только в Красной Армии, но и на всех без исключения предприятиях страны, в коммунальном хозяйстве каждого города, в каждом колхозе и совхозе. Благодаря своей малой массе, ГАЗ-АА стал основным видом транспорта на «Дороге жизни», проложенной по льду Ладожского озера во время блокады Ленинграда. В отечественной автоистории трудно найти более легендарный автомобиль, чем полуторка ГАЗ-АА.

Читайте также: