Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Первый советский серийным переднеприводный ЛуАЗ-969В



Первый советский серийным  переднеприводный  ЛуАЗ-969В

За рубежом переднеприводные легковушки массово выпускались еще до Второй мировой войны: в 1931 году успешно дебютировала модель F1 немецкой фирмы DKW, а в 1934 году во Франции свет увидел легендарный Citroen Traction Avant. Но для отечественной автомобильной отрасли передний привод оставался экзотикой вплоть до середины 60-х годов.

В условиях плановой экономики, когда между предприятиями страны существовали тесные производственные связи, «общегосударственная трансмиссионная стратегия» выглядела вполне логичной: если мы освоили классическую компоновку, значит, вся отрасль работает именно на эту схему, а если будем внедрять передний привод  то, конечно, все сразу, по команде. Для Министерства автомобильной промышленности СССР и Госплана самым привлекательным в переднеприводной схеме была ее малая металлоемкость. Отсутствие условной буквы «Т» (карданный вал плюс задний мост) в трансмиссии в итоге давало впечатляющую в масштабах страны экономию металла  с учетом гигантских объемов производства автомобилей. А относиться к этой схеме с настороженностью заставляли базовые особенности конструкции, в первую очередь  узлы привода колес. Проблема надежных ШРУСов, с которой столкнулся еще горьковский конструктор Виталий Грачев, разрабатывая полноприводную платформу «эмки», оставалась актуальной для наших технологов в течение нескольких десятилетий. Когда руководство Минавтопрома выбирало, с кем из зарубежных концернов стоит заключать соглашение с перспективой строительства нового «легкового» автогиганта, выбор был сделан в пользу FIAT с его классической «сто двадцать четвертой» моделью, но в качестве альтернативы рассматривались и безусловные апологеты переднего привода  СШоёп и Renault. И даже когда переговоры велись уже непосредственно с руководством Туринской автомобильной фабрики (Fabrica Italiana Automobili Torino), представители нашей делегации всерьез интересовались, не собирается ли FIAT в ближайшее время выпустить переднеприводную модель.

В результате серийные переднеприводные легковые автомобили появились у нас лишь в 80-е годы: в 1984 году  ВАЗ-2108, в 1986 году  «Москвич-2141». Советская пресса писала об этом с нескрываемой гордостью, а конструкторы прятали глаза: за державу было по-настоящему обидно, ведь перспективные разработки почти у всех легковых автозаводов существовали еще в начале 70-х годов. Возможно, поэтому ветераны-конструкторы и «болельщики» той или иной марки отечественных машин сегодня готовы до хрипоты спорить  кто же действительно был первопроходцем в области освоения переднего привода. Строго говоря, первым советским серийным чисто переднеприводным (то есть обладающим исключительно передним приводом, без возможности подключения заднего) автомобилем был ЛуАЗ-969В,выпуск которого начался в декабре 1966 года. Появление переднеприводной версии микролитражного внедорожника было вызвано проблемами с освоением производства «незапорожских» элементов заднего привода. На это указывала даже литера в индексе  «В», «временный».С одной стороны, это несколько умаляет заслуги ЛуАЗа. Изначально планировалась полноприводная схема, а постоянный передний привод при отключаемом заднем  не столько сознательный конструкторский ход (как впоследствии на ИЖ-14), сколько вынужденная мера. По-другому скомпоновать имевшийся в распоряжении создателей ЛуАЗа силовой агрегат МеМЗ при разработке платформы ТПК не получалось.

С другой стороны, конструкторы самостоятельно, без лицензионных «цитат», решили проблему узлов переднего привода, а значит, как ни крути, ЛуАЗ-969В  первый серийный переднеприводной отечественный автомобиль. Правда, легковым его можно назвать с большой натяжкой. Если вспоминать экспериментальные разработки, то здесь тоже все неоднозначно. Как ни странно, вечно бегущий впереди паровоза НАМИ к теме переднего привода обратился лишь в 1966 году  поразительная нерасторопность, если учесть, что в том же году началось производство ЛуАЗа-969В, а переднеприводной Renault-16 был признан лучшим европейским автомобилем года. В период с 1966 по 1971 год конструкторы НАМИ построили четыре опытных машины с передними ведущими колесами, но все они были не самостоятельными прототипами, а лабораториями, предназначенными для испытания узлов привода. Для их постройки использовались кузова Autobianchi Primula, ЗАЗ-966, FIAT-124 и «Волги» ГАЗ-24. Прослеживать дальнейшие работы специалистов НАМИ в этом направлении не имеет смысла, поскольку в начале 70-х конструкторы сразу двух автозаводов  ВАЗа и «Ижмаша» создали полноценные прототипы переднеприводных легковых автомобилей оригинальной конструкции.Ни тольяттинские, ни ижевские специалисты заявок на разработку переднеприводных машин от Минавтопрома не получали  и те, и другие действовали по собственной инициативе, правда, цели преследовали разные.

Читайте также: