Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Пикап ГАЗ-4



Пикап ГАЗ-4

В Североамериканских Соединенных Штатах (САСШ  так в 1930-х называли у нас США) небольшие грузовички с кузовом pick-up (от англ. «поднимать», «подвозить»), созданные на базе легковых автомобилей, пользовались огромной популярностью уже пару десятков лет. Естественно, этот автомобильный опыт, тщательно перенимаемый молодой советской страной, не мог ускользнуть от внимательного взгляда горьковских специалистов.

Интересно, что производство такой машины в СССР не было задумано «сверху», она была построена по инициативе работников конструкторского бюро ГАЗа. Этому способствовало появление в составе Горьковского автозавода экспериментального кузовного цеха (бывшего Автосборочного завода №1), где также искали объекты приложения своих сил и умений. А пикап ГАЗ-4 хорошо вписывался в программу расширения модельного ряда ГАЗа. Для его производства использовали стандартное шасси легкового автомобиля ГАЗ-А, кабину брали от серийной полуторки, и лишь кузов на деревянном каркасе с металлической обшивкой приходилось изготавливать заново. Именно под такое несложное деревообрабатывающее и кузовное производство и был реконструирован завод в Канавино. Несмотря на то, что в то время еще действовало соглашение с Фордом о технической помощи нашей стране, воспользоваться этой помощью напрямую при создании пикапа мы не могли.

 

Дело в том, что почти все специальные модификации «Фордов» производились не на заводах Ford Motor Company, а сторонними кузовными мастерскими. Причем каждая из них предлагала свою версию пикапа на шасси Ford Л, отличавшуюся не только размерами грузовой платформы и высотой бортов, но и конструкцией самого кузова. Эго могли быть цельнометаллическая прямобортная платформа или кузов на деревянном каркасе, обшитый металлом и продолжавший обводы кабины.Свой выбор группа горьковских конструкторов (10. Сорочкин, М. Кадарьян и др.) остановила на пикапе с интегрированной грузовой платформой. Такая машина внешне выглядела привлекательно, к тому же не требовала изготовления новой штамповой оснастки.

В Горьком не стали копировать какой-то конкретный американский образец, а просто заимствовали все самое лучшее от различных конструкций. При этом руководствовались принципом — советский пикап должен иметь объемную грузовую платформу универсального назначения и с одинаковым успехом перевозить 400 кг груза или шестерых человек (на откидных скамейках, закрепленных вдоль бортов).Увы, выбранная в качестве прототипа конструкция, удовлетворявшая производство с технологической точки зрения, в эксплуатации показала себя не очень хорошо. Ведущий конструктор этой машины Юрий Наумович Сорочкин писал: «Созданный по инициативе КБ пикап нашел применение во многих областях народного хозяйства и, несмотря на имеющиеся небольшие конструктивные недочеты, сумел завоевать себе почетное место в автомобильном парке страны».

 

Небольшие недочеты  это жестко связанная в одно целое кабина машины и грузовая платформа. При весьма эластичной раме ГАЗ-А эта связка быстро разбалтывалась, кузов терял свою целостность и приходил в негодность. Особенно быстро это происходило, если машина эксплуатировалась с полной нагрузкой на разбитых ухабистых дорогах, когда равнопеременные нагрузки на кузов достигали своего пика. Наследующем горьковском пикапе М415 от жесткой связи между кузовом и кабиной отказались, установив металлическую платформу на раме отдельно от кабины, и навсегда излечили новый пикап от «хронической болезни» ГАЗ-4. Официально пикап ГA3-4 создавался как легкий грузовичок «на подхвате» для работы на машинно-тракторных станциях (МТС) по обслуживанию тракторов и комбайнов в поле, для перевозки небольших бригад к месту работы в совхозах и колхозах (для этого в кузове имелись откидные скамейки). Предполагалась, что легкие грузовички будут востребованы для почтовых перевозок и у различных государственных курьерских служб. Но очень быстро машиной заинтересовались военные. На ее базе специально для армии было создано несколько модификаций.

В том числе радиофицированные автомобили с коротковолновой радиостанцией «Призма», использовавшиеся в войсках в роли штабных, и авиадесантные машины с открытой кабиной и без ветрового стекла. Эти машины предполагалось перевозить под фюзеляжем тяжелых бомбардировщиков на специальной подвеске. Кроме этого, пикап был использован в качестве основы при разработке экспериментального образца санитарной машины.Пикапы ГАЗ-4 выпускали в течение четырех лет параллельно с производством базового легкового автомобиля ГАЗ-А. Всего за этот период удалось собрать 5625 пикапов.

 

Читайте также: