Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Специальная учебная база №1



Специальная учебная база №1

 Одновременно с возведением и пуском автогиганта необходимо было начинать процесс подготовки рабочих и инженеров.Первой ласточкой стала специальная учебная база №1, которая была организована в 1929 году на судоремонтном заводе имени Ульянова. Здесь рабочие обучались по основным специальностям: литейщик, токарь, фрезеровщик, слесарь-инструментальщик . Для Нижегородского автозавода на базе было подготовлено около 2000 рабочих.Образовател ьи ые п рограм м ы отл ичал ись друг от друга. Так, для рабочих 1-3 разрядов срок учебы составлял всего 3-4 месяца, для операторов сложного оборудования он растягивался до полугода, а для обучения работе на еще более сложных станках (по 6-8 разряду) требовалось около года.

На самом «Автострое» открылась учебная база №2, на ускоренных курсах которой в основном занимались комсомольцы, вчерашние красноармейцы и краснофлотцы. На Автосборочном заводе №1 в Канавино была организована учебная база №3, где, практикуясь на сборке автомобилей Ford из поступающих американских деталей, обучались рабочие для главного сборочного конвейера.В 1931 году при автозаводе начал действовать профтехкомбинат  его основная учебная база. В состав профтехкомбината входили кружки массовой технической учебы, курсы мастеров (курсы повышения квалификации), школа ФЗУ (фабрично-заводского ученичества), рабфак (рабочий факультет), автозаводский филиал Нижегородского механикомашиностроительного (индустриального) и нститута, а втотех н и кум. Для ускорения процесса в срочном порядке были задействованы и другие автозаводы и учебные заведения: в 1931 году для Нижегородского автозавода в Москве на АМО обучалось до 500 человек, в Ленинграде  160, Сталинграде  250. Кроме того, группа советских специалистов училась сборке авто мобилей в США на заводах Форда.

Несмотря на все старания, вопрос подготовки кадров на автозаводе оставался чуть ли не главным  катастрофическая нехватка специалистов ощущалась постоян но. В апреле 1931 года вышло специальное постановление ЦК ВКП (6) «О партийной и профсоюзной работе и подготовке кадровдля нижегородского Автостроя», в котором отмечалось неудовлетворительное положение дел с этим вопросом. Рабочие  причем квалифицированные  требовались заводу уже сегодня, а учебные заведения могли предложить их только завтра. Чтобы обеспечить работу автогиганта в начальный период, на него на договорной основе были перенаправлены 4800 рабочих с других нижегородских предприятий  благо в то время Нижний Новгород считался развитым промышленным городом, и на его территории работало множество заводов. При этом многие предприятия, защищавшие в первую очередь свои интересы, всячески противились решениям сверху. В частности, из двенадцати предприятий, которым ВСНХ дал указание направить 1080 рабочих и инженеров на автозавод, лишь немногие согласились выполнить это распоряжение.

А те, что выполнили, потребовали денежную компенсацию своих кадровых потерь. Сложность заключалась еще и в том, что учебные заведения завода зачастую просто не имели оборудования, с помощью которого можно было бы подготавливать квалифицированных рабочих. Ведь для нижегородского автогиганта заказывали из-за границы самые новые и современные станки и агрегаты, которые в СССР никто еще не видел. Все это оборудование приходилось осваивать в условиях действующего производства и параллельно обучать на нем рабочих соответствующих специальностей. Тем не менее, к 15 декабря 1931 года для первой смены автозавод подготовил 7242 рабочих, 1743 инженерно-технических работника (ИТР),

1824 служащих, 694 представителя младшего обслуживающего персонала (МОП)  всего 11503 работника.В основном рабочие и обслуживающий персонал рекрутировались из сел и деревень Нижегородской области. Вчерашние крестьяне, придя на завод, вливались в рабочую среду и кардинально меняли свое мировоззрение и образ жизни  ведь ранее большинство из них никогда не видели «ничего сложнее тачки и вил». «Даже если они прошли обучение в местном ФЗУ, для них это был немыслимый скачок, свершившийся в считанные годы,  утверждал американец Виктор Рейтер, который неоднократно сталкивался с подобным контингентом в заводских цехах в первые годы существования автозавода.  Когда я оглядываюсь назад, то понимаю, что целая нация совершила качественный скачок за невероятно короткий отрезок времени».

Читайте также: