Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Строительство завода Ford Motor Company в СССР



Строительство завода Ford Motor Company в СССР

Крупнейший автомобильный завод в Европе должен бил занять площадь в 242 га, на которой разместились бы литейный, рессорный, кузнечный, прессовый, механосборочный цеха, электростанция, складьь и другие сооружения.  Зданияпредполагалось строить из арматурной стали и бетона. Цеха должны были соединяться между собой дорогами с железобетонным покрытием.

Техническое соглашение с Ford Motor Company было заключено 31 мая 1929 года в Дирборне (США, штат Мичиган). С советской стороны документ подписали председатель делегации ВСНХ Валерий Меж паук и председатель совета директоров «Амторга» Саул Джордж Брон. С американской  вице-президент Ford Питер Мартин и сам Генри Форд. Соглашение обязывало компанию разработать «подробный план размещения завода и рабочий проект строительства и оборудования сборочного производства и кузовного цеха размера и производительности, достаточных для выпуска в год ста тысяч легковых и грузовых автомобилей при работе в две смены продолжительностью семь часов каждая». Кроме этого, предусматривалась передача всех необходимых патентов, чертежей, спецификаций на выпускаемые авто.мо били. А также предполагались командировки специалистов Форда в Нижний Новгород и обучение советского технического персонала (ежегодно до 50 человек) на заводах Ford в США. Согласно договору американцы в течение девяти лет должны были предоставлять СССР все усовершенствования, которые они будут вводить на своих машинах.

В ближайшие четыре года советская сторона обязывалась приобрести через «Амторг» продукцию предприятий Ford Motor Company на 30 млн. долларов  эта сумма на момент подписания договора была эквивалентна 72 тыс. сборочных комплектов автомобилей. Поставки машинокомплектов начинались в том же 1929 году, причем в первый год планировалось получить 6 тыс. «разобранных» автомобилей, а в следующем, 1930-м, уже 20 тыс. При этом «Амторг» оплачивал все расходы Форда на упаковку и переправку машинокомплектов через океан. Одновременно в президиуме ВСНХ решался вопрос о месте строительства будущего советскою автогиганта. В качестве возможных вариантов рассматривались Ленинград и Нижний Новгород. В результате был выбран Нижний Новгород. Он достаточно отдален от границ страны и довольно близко расположен к уральским источникам сырья. Здесь уже имелась развитая металлообрабатывающая промышленность, и присутствовал значительный контингент рабочей силы.Положительно сказалось и наличие недогруженного железнодорожного узла и удобных водных путей, по которым можно было обеспечить дешевую перевозку полуфабрикатов и готовой продукции.

В конце марта 1929 года в Государственном институте по проектированию новых металлозаводов (Гипромез) начались работы по составлению эскизного проекта и экономического расчета нового автозавода с плановым выпуском 100 тыс. машин в год. Опыта проектирования столь масштабных промышленных объектов у специалистов института еще не было, но, тем не менее, к концу апреля Гипромез подготовил всю необходимую документацию.Для общего управления строительством завода была создана организация «Автострой», которую с 9 апреля 1929 года возглавил С. С. Дыбец. Через несколько месяцев, 23 августа ВСНХ подписал дополнительный контракт с Austin Company из Кливленда (США, штат Огайо) на возведение заводских корпусов и городка для рабочих.Сделку с Ford специалисты оценивают по-разному. Пореобладает мнение, что, хотя обязательства по контракту советская сторона выполнила не полностью, Форд в накладе не остался, поскольку в самый разгар Великой депрессии в США он смог отгрузить в СССР большое количество машин и тем самым обеспечить работой свои предприятия. Безусловно, Советский Союз получил от этой сделки несравненно большие выгоды, чем Форд.

Читайте также: