Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Трехосная машина повышенной проходимости ГАЗ-21



Трехосная машина повышенной проходимости ГАЗ-21

В июле 1937 года на базе «эмки» на Горьковском автомобильном заводе была создана трехосная машина повышенной проходимости ГАЗ-21. В таких трехосных машинах, в том числе и в виде шасси для броневиков, были очень заинтересованы военные.Но предпринятые ранее попытки создания трехосных модификаций на базе ГАЗ-А закончились практически ничем. ГАЗ-ТК был выпущен относительно небольшой партией и проявил себя крайне ненадежной машиной, а более совершенный ГАЗ-АААА так и остался экспериментальным, поскольку к моменту его создания век базовой конструкции ГАЗ-А уже подошел к концу. В результате трехосный ГАЗ-21 стал логическим продолжением работ в этом направлении, но уже с использованием «эмочной» агрегатной базы: двигателя, сцепления, переднего моста, тормоза, рулевого управления, колес, а также кузовных панелей нередка. Достались новой машине детали и от выпускаемой па заводе грузовой трехоски IA3-A А А: задние ведущие мосты на балансирной подвеске, четырехступенчатая КПП, кабина. Такое сочетание уже освоенных в производстве агрегатов при благоприятном стечении обстоятельств значительно облегчило бы изготовление новой машины. Работы но ее проектирован!]ю возглавил конструктор Виталий Андреевич Грачев.

Если судить по фотографиям, сделанным во время испытаний ГАЗ-21, то создается впечатление, что машина полностью оправдала возложенные на нее надежды.На снимках опытный автомобиль преодолевает нешуточные косогоры, ямы и буераки, демонстрируя проходимость и прекрасную работу подвески. Но на практике все было иначе.В течение первых пяти дней ГАЗ-21 прошел 400-километровую обкатку, после чего был отправлен на испытания на берег Оки близ села Великий Враг. Эта местность изобиловала крутыми склонами, косогорами, оврагами, ямами, песчаными барханами, болотами, бродами, буграми и промоинами, что позволяло проверить способность машины преодолевать препятствия. Всего но бездорожью планировали пройти 10 тыс. км. 11о в сентябре, когда пробег ГАЗ-21 составляя чуть менее 5 тыс. км, автомобиль пришлось отправить на серьезный ремонт с полной заменой рамы. Она просто не выдерживала нагрузок  перекошенные лонжероны постоянно выпрямляли, лопнувшие косынки приваривали, но вскоре все повторялось сначала.

После ремонта ГАЗ-21 получил раму с более мощными косынками, усилителями и балкой балансирной подвески, однако и этих мер оказалось недостаточно. Впоследствии раму пришлось усиливать еще дважды. По итогам пробега в 10 тыс. км непригодными для использования на машинах такого типа были признаны и силовые элементы балансирной подвески. Не вынесли нагрузок и все элементы крепления силового агрегата к раме.На первом варианте ГАЗ-21 стоял бензобак (перемешенный к кабине) от Ml, а карданные шарниры  от грузовика ГАЗ-ААА.Для второго сделали специальный бензобак, а карданные шарниры от серийной трехоски заменили импортными типа «Спайсер». Несмотря на в целом выдающиеся показатели проходимости, в отдельных ситуациях ГАЗ-21 подводили скромные внедорожные возможности его «эмочной» составляющей. Особенно это касалось малого дорожного просвета и не ведущего переднего моста, который иногда на бездорожье сам становился серьезным препятствием, мешавшим дальней шем у двмжению.Одновременно с ГАЗ-21 в техотделе велись работы по созданию модификаций на его базе: автомобиля с более мощным шестицилиндровым двигателем, корогкобазного усиленного шасси для бронеавтомобиля, а также легковой машины с закрытым кузовом.

В 1938 году работа над машиной была продолжена. В результате военная приемка признала пикап вполне соответствующим требованиям технического задания и рекомендовала ГАЗ-21 к постановке на вооружение РККА. Но в конце 1938-го в распоряжении В. А. Грачева, наконец, оказались надежные ШРУСы, что давало возможность заняться разработкой полноприводных трансмиссий, в том числе для многоцелевого армейского внедорожника. У Грачева и на этот раз хватило мужества обратиться к заводскому руководству с просьбой не спешить с освоением производства ГАЗ-21, так как к этому времени началась разработка альтернативной конструкции  вездехода с колесной формулой 4x4 на базе автомобиля Ml. По всем показателям новые машины должны были быть лучше трехоски. Пикантность ситуации заключалась в том, что на рубеже 1937-1938 гг. на заводе уже велись работы по освоению серийного производства ГАЗ-21, в том числе как шасси для нового бронеавтомобиля. По некоторым данным, к этому времени уже успели изготовить около сотни комплектов деталей.В такой обстановке принять решение о прекращении подготовки производства новой трехоски руководству завода и отрасли было непросто. Тем не менее решение было принято.

Читайте также: