Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

ЗИС/ЗИЛ: история нереализованных проектов



ЗИС/ЗИЛ: история нереализованных проектов


Но попытки зиловцев проявить инициативу и выйти за рамки заказов Гаража особого назначения потерпели фиаско. Не удалось наладить массовое производство седана высшего класса ЗИЛ-117: техническая документация на эту модель несколько лет пролежала «на полке». Стремление поставить на службу народному хозяйству элитное шасси правительственных лимузинов, «обременив» его кузовом малого автобуса, встретило сопротивление Госплана.


Получившим мировое признание автобусам «Юность» не нашлось места в экономических реалиях СССР. Тем не менее, и ЗИЛ-117, и ЗИЛ-118/118К «Юность», в конце концов, стали полноправными представителями модельного ряда Завода имени Лихачева  пусть и совсем не в тех объемах, на которые рассчитывали их создатели. Однако среди разработок конструкторов и художников автозавода есть несколько моделей, которые так и не были освоены: либо помешали какие-то чрезвычайные обстоятельства, либо модели создавались с прицелом на перспективу по инициативе самих разработчиков. Если не считать признанный самими заводчанами не слишком удачным ЗИС-101С  медицинскую модификацию ЗИС-101, то первыми в этом виртуальном ряду стоят ЗИС-101Б и ЗИС-ЮЗ.

ЗИС-101Б. Для конструкторов, разрабатывавших первый отечественный серийный автомобиль высшего класса ЗИС-101, его врожденные недостатки не были секретом. Во-первых, это был «первый блин», приготовленный без должного опыта, а потому «непропеченный». Во-вторых, надо было с минимальными отступлениями выполнить правительственный заказ, сформулированный «по мотивам» консервативных вкусов высокопоставленных пассажиров.И, в-третьих, производственные возможности автозавода не обеспечивали должного качества машин.Модернизация автомобиля, проведенная в 1940 году, привела к появлению модификации ЗИС-101А, но принципиальных проблем не решила. «Меморандум», составленный государственной комиссией, возглавляемой профессором Евгением Чудаковым, состоял из очевидных для зиловских конструкторов замечаний.Над устранением части недоработок инженеры непрерывно работали и сами, устранение других требовало радикальной модернизации платформы.

Чаще всего история моделей ЗИС-101/101А заканчивается упоминанием о том, что в июле 1941 года выпуск представительских автомобилей был прекращен в связи с началом войны. Однако в действительности, уже освоив производство ЗИС-101А и формально выполнив требования меморандума Чу-дакова, конструкторы продолжали работать над усовершенствованием «сто первой» платформы.В 1941 году были построены два экспериментальных автомобиля ЗИС-101Б. Ведущим конструктором этой версии был Борис Николаевич Орлов.Конструктивно эти машины незначительно отличались от серийных лимузинов: в шасси были использованы новые амортизаторы, а вместо 9-листовых рессор применены 16-листовые. Зато экстерьер и интерьер обновили основательно. В первую очередь следует отметить появление выступающего багажника увеличенного объема, что повлекло отказ от навесной багажной решетки и изменение местоположения горловины бензобака  место для нее нашлось на пологом скате заднего левого крыла.


Кардинально изменился дизайн салона. Циферблаты приборов стали прямоугольными, а сама приборная доска переехала с центра торпедо на его левый край. Для подачи звукового сигнала служило хромированное сигнальное кольцо на руле. Опытные образцы отличались друг от друга некоторыми деталями. На одну из машин установили прямоугольные задние фонари. Циферблаты контрольных приборов в одном случае были темными, в другом  светлыми. У одного из прототипов место для установки номерного знака перенесли в центр крышки багажника, а чуть выше поместили эмблему в виде пшеничного колоса. Этот же символ появился и на эмблеме, украшавшей облицовку радиатора. Документы о последних испытаниях ЗИС-101Б датированы концом 1941 года, когда немецкие войска уже стояли под Москвой.

Читайте также: