Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автозак автомобиль использующийся для перевозки арестованных



Автозак  автомобиль использующийся для перевозки арестованных

Автозак  специализированный автомобиль, использующийся для перевозки арестованных и осужденных.Повозки, оборудованные для перевозки людей, объявленных преступниками, появились еще в Средние века, одновременно с возникновением судебной системы. «Апгрейд» телег преследовал единственную цель: лишить заключенного под стражу человека возможности сбежать. Поэтому конные экипажи, на которых перевозили заключенных, оборудовались либо кольцами и цепями для фиксации кандалов, либо клеткой из металлических прутьев. Со временем фактором публичного позора пожертвовали в угоду надежности и безопасности  кареты стали закрытыми, их корпус и дверь усиливались, а окна зарешечивались. И так вплоть до начала XX века. Автомобили в это время успешно осваивали многие профессии, постепенно вытесняя из транспортного потока лошадок, однако перевозка заключенных в число их интересов не входила. Законопослушная Европа на заре автомобилизации вполне обходилась конными экипажами и спецвагонами.

В империалистической России, с разгулом бытовой преступности и «брожением умов», приводящих к многочисленным арестам по политическим мотивам, пенитенциарная система была вынуждена двигаться в ногу стехническим прогрессом. Во всяком случае, по имеющимся данным, первые специализированные автомобили для перевозки арестантов появились именно в России. В 18-м номере журнала «Автомобилисть» за 1908 г. была опубликована заметка, в которой писалось: «Тюремное ведомство, решив упразднить конную тягу, заказало два автомобиля  один за границей, другой заводу общества «Е А. Лесснеръ» в С-Петербурге. Прибывший из-за границы автомобиль не производит приятного впечатления. Будучи снаружи обит окрашенным в черный цвет железом и имея позади сиденье для конвойного, он как-то сразу бросается в глаза.

Следует отметить, что инженеры и художники «Лесснеръ» подошли к заказу с известной долей артистизма. Нарядный внешний вид первого отечественного «автозака» объяснялся тем, что металлическими листами кузов был обит не снаружи, а изнутри. Более того, «внутренность, не исключая двух скамеек, на каждой из которых могут сидеть 4 человека» была выкрашена в светло-бежевый цвет, а на пол постелен линолеум. Свег в салон проникал через расположенные в крыше три небольших окна с толстыми «корабельными» стеклами. Однако «цивильность» фургона не шла в ущерб мерам предосторожности. Завершалась заметка уверением, что «тюремное управление намерено приобрести еще больший автомобиль человек на шестнадцать», однако неизвестно, было ли это намерение реализовано, равно как и то, сколько еще арестантских спецмашин появилось в России до Первой мировой войны.

Империалистическая война потребовала мобилизации всего дееспособного автотранспорта, большая часть которого с фронтов уже не вернулась. Молодой советской республике были нужны отечественные автомобили, в том числе и автозаки. Одним из первых специальных автомобилей на шасси первого отечественного грузовика стал именно автомобиль для перевозки заключенных. Впрочем, поданным «всеавтомобильной» переписи, в СССР в 1928 г. насчитывалось всего девять арестантских автомобилей.

 

«Переломной» в истории отечественных автозаков можно считать вторую половину 30-х годов, когда массовые репрессии приняли такой масштаб, что государству волей-неволей пришлось озаботиться формированием специализированного автопарка. Арестовывать конкретного человека выезжали на казенных «Эмках» (правда, никак специально не оборудованных), за что эти автомобили получили прозвище «черный ворон», или «воронок». А вот для перевозки групп заключенных использовали специальные фургоны на шасси ГАЗ-АА и ЗиС-5. До Великой Отечественной войны такие обитые металлом будки своего предназначения не скрывали и окрашивались в серый или зеленый цвет. После войны, дабы многочисленные автозаки не нарушали «оптимистическую» картинку советских улиц, «органы» пошли на хитрость: арестантские будки «маскировались» под обычные торговые фургоны с соответствующими надписями  «Хлеб», «Мебель» .

 

Со временем полуторки и «захары» в качестве базовых шасси уступили место новым поколениям грузовиков, главным образом  ГАЗ-51 и ГАЗ-бЗ. О централизованном производстве автозаков в до-и послевоенное время ничего не известно. В начале 50-х годов партия автозаков была изготовлена на промзоне Рязанской колонии №2. Вплоть до хрущевской амнистии заключенных в стране было так много, что спецтранспорта катастрофически не хватало. Была разработана специальная методика, позволявшая оборудовать обычные грузовые шасси и даже бортовые грузовики съемными конструкциями. Для перевозки по неохраняемым территориям предназначался крытый кузов, состоящий из деревянного или металлического каркаса, обшитого металлическими листами или обтянутого брезентом. В задней части кузова располагался отдельный отсек для караульных. Для перевозки заключенных «внутри лагерных пространств» бортовая платформа грузовика оснащалась специальным деревянным каркасом, состоявшим из надстроенных на 70-80 сантиметров бортов, лавок и специального щита с наклонным козырьком, отделявшим арестантов от караула.

В 60-е годы Бобруйский завод автоприцепов построил полуприцеп-автозак, «архитектурно» больше всего напоминающий полуприцеп для перевозки скота. В нем можно было транспортировать не меньше ста человек. Распространения такие полуприцепы не получили.В системе МВД было несколько изготовителей автозаков по проекту НИИСТ МВД: колония строгого режима ИК-14 в поселке Сухобезводное под Нижним Новгородом, ГОЭСП №1 в Астрахани, СРП-4 в Кургане, СРП-6 в Новосибирске, СРП-3 в Самаре, Учреждение ЮС-321/5 в Белгороде, СРП-4 в Кургане, ПЛТП в Валуйках (Белгородская обл.) и др.

Со временем практика эксплуатации таких машин продиктовала определенные минимальныегребования к конструкции кузовов. Например, отсек для заключенных в «будках» на шасси грузовых машин обязательно разделен на две «камеры» чтобы «пассажиры» не могли раскачать и опрокинуть машину, а у входа всегда обустроен отсек для караула. Камеры обшиты листовой сталью таким образом, чтобы ничего нельзя было оторвать и использовать в качестве отмычки или оружия. Пол усилен стальными профилями. Внутренняя ручка двери кузова обязательно снимается, а засовы камер сделаны чуть наискось, чтобы даже при легком толчке они «соскальзывали» в положенное гнездо.В наше время различные специализированные автомобили для перевозки заключенных производят несколько предприятий, в число которых по-прежнему входит сухобезводненская колонияФГУ И К-14, где сейчас в основном делают автозаки на шасси дизельных ГАЗ-3309. В начале 2000-х мастерскими этой колонии была освоена новая модель  автозак на шасси КамАЗ-4308 с двигателем Cummins, и Башкирская ФКУ ИК-7, производящая автомобили для ФСИН на шасси ГАЗ и КАМАЗ.
 

Читайте также: