Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Бронетранспортер ГАЗ-40



Бронетранспортер  ГАЗ-40

За броневик, носивший условное обозначение «Объект 141» и заводской индекс ГАЗ-40, в КБ Дедкова отвечали ведущий конструктор Всеволод Константинович Рубцов и его коллеги  Лев Васильевич Косткин, Николай Иванович Ефимов,Николай Федорович Денисюк, Михаил Григорьевич Редькин. Перед ними сразу же встала непростая задача уменьшения боевой массы машины. Дело в том, что рядный шестицилиндровый двигатель Scout значительно превосходил серийную «шестерку» семейства ГАЗ-11 по рабочему объему (5 л против 3,5) и по мощности (110 л.с. против 75).

 

Именно здесь пригодилась главная наработка ГАЗа времен войны  переход от рамной конструкции автомобиля к несущему кузову. Если кузовщики сумели установить все агрегаты на «ажурный» несущий кузов «Победы», то что мешает навесить двигатель, трансмиссию и мосты на мощный бронекорпус боевой машины? Разве грамотно спроектированная броня не выдержит вес «грузовых» мостов и раздаточной коробки?Именно несущий бронекорпус стал первым принципиальным отличием «Объекта 141» от американского аналога. Отказ от рамы позволил снизить боевую массу новой машины до 5,3 т. Иными словами, вес нового броневика в базовом исполнении оказался практически таким же, как полная масса грузовика ГАЗ-бЗ. Броневик, рассчитанный на десять человек (отделение из восьми мотострелков, водителя и командира), получился невероятно компактным. Колесную базу по сравнению с ГАЗ-6З уменьшили с 3,3 до 2,7 м. База такой же длины была у «Победы» ГАЗ-М20 и впоследствии у «Волги» ГАЗ-21. По габаритной длине (5 м) и ширине (1,9 м) боевая машина получилась меньше появившегося вскоре легкового ЗИМа. Отказ от рамы позволил не только уменьшить массу на десятки килограммов, но и снизить габаритную высоту. Накрытый тентом броневик был ниже, чем ГАЗ-69 с брезентом  1,83 м против 2,03.

Еще одной важной новинкой стал тип кузова, ранее не встречавшийся у отечественных бронеавтомобилей. Уже на первых опытных образцах, построенных в 1948 году, стоял открытый бронекорпус, как у Scout. Военные выбрали простой вариант бронекорпуса, накрываемого тентом и оснащенного пулеметами, установленными на специальные кронштейны. В итоге вместо подобия танка на колесах получился небольшой десятиместный бронированный автобус без крыши.Водитель и командир сидели, как в обычном автомобиле, а пехотинцев пришлось размещать довольно плотно. Два бойца находились за водителем и командиром друг против друга возле бортов боком по направлению к движению. Еще один  тоже боком, посередине, лицом к левому борту. Двое сидели между нишами задних колес один по ходу, второй против хода машины, наконец, еще трое  на лавке у заднего борта. Водитель и командир садились через обычные двери, как в автомобиле. Правда, из-за сильного наклона листов брони двери получились с большим изломом и очень низкими проемами. Верхняя часть двери откидывалась для вентиляции кузова. На заднем борту была сделана распашная дверь для бойцов, на одну из створок которой пришлось навесить запасное колесо. Тренированный человек мог забраться в машину, как в бортовой грузовик: перелезть через борт, встав ногой на колесо. В бою пехотинцы могли при необходимости выпрыгнуть из кузова даже на ходу.В предвоенные и военные годы считалось, что наклоненные листы брони, в отличие от вертикальных, хорошо рикошетят пули и осколки, эффективно защищая экипаж и агрегаты  для конструкторов танков и броневиков это стало аксиомой. Послевоенный горьковский броневик отличался клиновидной формой корпуса с сильно наклоненными листами. У опытных образцов даже боковины выполнили с большим горизонтальным изломом.

Однако при постановке на производство от листов с наклоном пришлось отказаться  в пользу более простых вертикальных бортов. Низкий динамичный силуэт несущего кузова сделал горьковский БТР внешне совершенно не похожим на рамный Scout. Спереди под острым «клином» брони находилась лебедка. Дальше, под объемной аллигаторной бронированной крышкой капота с вентиляционными щелями  двигатель. Маленькие лобовые стекла в бою вынимались, а их проемы покрывались откидными крышками с прорезями для обзора. В наклоненных листах брони сбоку от водителя и командира  как раз над дверями  оказались смотровые щели.В каждом из бортов были сделаны круглые бойницы с поворачивающимися крышками для стрельбы из личного оружия.В 1954 году такие же бойницы и крышки сделали и на заднем борту.Ящики с боекомплектом укладывались на арки задних колес. Над ними были мощные поворотные кронштейны для пулеметов. За спиной водителя и командира в кузов вваривалась поперечная труба-растяжка, на которую тоже можно было поставить пулемет. Снаружи слева стояли кронштейны для двуручной пилы и лома,справа  для лопаты. Снятые дуги тента укладывались на правое переднее крыло. Аккумулятор находился под сиденьем водителя (как в горьковском грузовике), один бензобак  под сиденьем командира, второй  в заднем свесе. Задний бак тоже хорошо защищали бронелисты. Зато рулевая колонка и редуктор оказались снаружи, в нише левого переднего колеса. Спереди стояла самая мощная броня 10-15 мм, на бортах потоньше  8-9 мм. Задняя стенка получилась самой уязвимой  здесь толщина брони составляла всего 7 мм.

В качестве штатного вооружения бронетранспортеру полагался пулемет Горюнова СГМБ калибром 7,62 мм. Но в войсках на БТР-40 часто ставили крупнокалиберные (12,7 мм) пулеметы ДШК или ДШКМ и даже КПВ/КПВТ калибром 14,5 мм. В годы выпуска БТР-40 самую большую опасность представляло оружие массового поражения, поэтому часть машин выпускали в специальной комплектации БТР-40РХ для использования на зараженной местности. Горьковскому автозаводу, выпускавшему продукцию различного назначения, не пришлось привлекать дополнительные мощности, чтобы освоить выпуск такого сложного изделия, как несущий бронекорпус. С этой задачей прекрасно справился «смежник»  Муромский паровозостроительный завод имени Ф.Э.Дзержинского (сегодня это ОАО «Муромтепловоз»). Этот завод, расположенный в соседней Владимирской области, еще в годы войны выпускал корпуса для самоходных артиллерийских установок СУ-76М. Впоследствии, помимо локомотивов, здесь строились бронированные корпуса и башни различных боевых машин.

Читайте также: