Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Самосвал ГАЗ-C l



Самосвал ГАЗ-C l

Слово «самосвал» сегодня прочно вошло в обиход, и не возникает даже тени сомнения, что подобные автомобили могли именоваться как-то по-другому. А назаре их появления в СССР в 30-х годах они чаще всего назывались «опрокидками». Самой массовой машиной такого типа оказался самосвал ГАЗ-Cl на шасси ГАЗ-АА, кузов которого при разгрузке опрокидывался под собственной тяжестью, после того как водитель освобождал запор. Вот именно за этот опрокидывающийся (а не подъемный) кузов такие машины и прозвали «опрокидками». Причем это слово встречалось даже в официальной деловой переписке.

Многочисленyым ударным строй ка м страны требовались специальные машины, способные заменить ручной труд погрузочно-разгрузочных работах. Особенно тяжелыми считались земляные работы, на которых вместо большого количества людей можно было использовать всего один экскаватор и несколько «опрокидок».Первым в стране выпуск самосвалов освоил в 1935 году Ярославский автозавод. Следом за ним этой проблемой озаботились и на Горьковском автомобильном автозаводе им. Молотова. Недостаточная для самосвала грузоподъемность базового шасси не позволяла навесить на него еще и гидравлическую систему, которая должна была включать в себя ряд тяжеловесных агрегатов: коробку отбора мощности, насос и гидроцилиндр (в то время обычно двухштоковый). Конструкцию простейшего самосвала (без гидросистемы) на базе полуторки подсмотрели в Соединенных Штатах.В 1930 году компания Peabody Galion предложила своим потребителям шарнирный самосвал на шасси Ford АЛ, разгружающийся под действием тяжести собственного кузова. Такие машины в небольших количествах СССР даже закупал в США, поэтому их конструкция не являлась для нас секретом. Подобные «опрокидки» в нашей стране пытались строить собственными силами различные механические мастерские для своих нужд. Но чтобы обеспечить потребности всего Советского Союза, требовалось развернуть крупносерийное производство.В 1935 году инженер М. Катков спроектировал механизм опрокидывания кузова, усовершенствовав систему Galion. Форму же металлического кузова объемом 1,1 м3 позаимствовали у американского прототипа. Грузоподъемность такой машины получилась на уровне 1,2-1,3 т. Первый опытный образец горьковской «опрокидки» был готов в начале 1935 года. И после всесторонних испытаний машину решили запускать в серий мое производство.

Первые шесть экземпляров самосвалов ГАЗ-Cl в декабре 1935-го изготовил Литей-но-механический завод им. Я.М. Свердлова. Впоследствии этот завод производил сварные кузова и опрокидывающие механизмы. А окончательной сборкой с 1936 года занимался находящийся по соседству (их разделял лишь забор) автобусный цех Горьковского автозавода, бывший Автосборочный завод №1. В 1941 году машина была укомплектована более мощным двигателем ГАЗ-MM и получила новое название ГАЗ-410. Практически в низменном виде самосвал ГАЗ-410 выпускался до 1950 года. Для разгрузки самосвала водителю необходимо лишь было дернуть ручку сбоку от кузова, чтобы освободить запорный механизм. Опорные ролики кузова были расположены так, что при освобождении запора кузов тут же под действием силы тяжести опускался назад и скатывался но направляющим вниз, ссыпая груз. Для возвращения кузова на место водитель отводил ручку запорного механизма на себя, которая через систему тяг высвобождала посадочную пружину, сжатую при опрокидывании платформы, и та возвращала уже пустую (легкую) платформу на место.

Однако процесс разгрузки не всегда проходил гладко. При небольших перекосах машины, недостаточной массе груза или просто из-за неисправностей механизм мог не сработать. Тогда водители пускались на хитрости: достаточно было, сдавая назад, резко нажать на тормоз, чтобы платформа начала разгрузку, а пустой кузов возвратить на место можно было, резко затормозив при движении вперед. В конструкции горьковской «онрокидки» были и врожденные недостатки. Салазки, но которым кузов скатывался назад, располагались под таким уклоном, что в опрокинутом положении он почти касался земли. В результате груз из кузова ссыпался не полностью, и рабочим приходилось брать лопаты и разгребать его в стороны, чтобы машина могла разгрузиться до конца. На ГАЗ-Cl первых серий не нашлось места для запасного колеса, но позже эту проблему решили, закрепив «запаску» на переднем крыле. Причем у одной части машин она размещалась слева, у другой  справа.В 1936 году военные обратились на завод с просьбой о создании специального штабного автобуса. За основу взяли обычный пассажирский автобус ГАЗ- 03- 30, серийно выпускаемый автобусным филиалом автозавода. В отличие от этой модели в штабной машине была совершенно другая планировка салона. По центру был установлен стол с откидными боковинами, увеличивающими его площадь, по бокам  два дивана. В салоне предусматривалось место для размещения радиостанции и дополнительных аккумуляторов к ней, шкафчика для пишущей машинки и футляра для ручного пулемета. При необходимости в салоне автобуса можно было укрепить три подвесные койки.Осенью этого же года автобус прошел испытания, по результатам которых военные в целом остались довольны оборудованием кузова, но рекомендовали создать специальный штабной автобус на трехосном шасси ГАЗ-ААА для улучшения проходимости.

Читайте также: