Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Санитарный автомобиль ГАЗ-55



Санитарный автомобиль ГАЗ-55

Санитарный автомобиль ГАЗ-55, предназначенный для перевозки 10 сидячих раненых или 6 носилок, выпускался на базе ГАЗ-АА с 1938 по 1945 год .Выпуском гражданских санитарных автомобилей до войны в СССР занимались кузовные мастерские, в основном в больших городах, используя для этого различные подручные шасси. С организацией массового выпуска горьковских «полуторок» для санитарных машин стали использовать шасси ГАЗ-АА. Но объемы производства доморощенных кузовов не удовлетворяли растущих потребностей страны, тем более что интерес к массовым и относительно дешевым санитарным машинам проявила армия До этого времени в военно-медицинскую службу РККА поступали, как правило, специальные санитарные автобусы ГАЗ-05-194 на трехосном шасси ГАЗ-АА А. Они обладали неплохой проходимостью и вместительным кузовом, но считались слишком дорогими. Требовалось разработать новый массовый универсальный санитарный автомобиль, который мог эксплуатироваться как в гражданских медицинских учреждениях, так и армейских.

За образец ведущий конструктор ГАЗа Юрий Наумович Сороч-кин взял американский санитарный (полицейский) автомобиль «Форд» образца 1930-1931 годов. В 1935 году был построен первый опытный образец, который в дальнейшем подвергся некоторому упрощению, в частности, кузов лишился светового фонаря на крыше. Доработанную модель поручили выпускать автобусному цеху, входящему в состав автозавода им. Молотова (бывший Первый автосборочный завод и будущий Горьковский автобусный завод), который находился в непосредственной близости от самого автозавода. В качестве завода-дублера был выбран Казанский кузовной завод.

К 1938 году новая машина была готова и получила индекс Г'АЗ-55. Официальное название «санитарки»  ГАЗ-55-55, где первая цифра обозначала модель шасси, а вторая  модель кузова. Так как у ГАЗ-55-55 обе эти цифры совпадали, то вторую цифру очень часто опускали. Иногда машину в документах называли М-55 («Молотовец-55»).Для санитарной машины использовали не совсем обычное шасси (что видно уже из индекса). От стандартного ГАЗ-АА оно отличалось доработанной подвеской с удлиненными задними рессорами и шестью рычажными гидравлическими амортизаторами от ГАЗ-М1 (два спереди и четыре сзади). С такой подвеской ход машины становился намного мягче, что было актуально при перевозке больных или раненых. Также были внесены изменения в выхлопную систему, так как медицинский отсек обогревался с помощью выхлопных газов, проходящих в салоне через два калорифера, установленных на полу, под лавками. В различное время на шасси ГАЗ-55 могли устанавливать стандартный двигатель ГАЗ-АА мощностью 40 л. с. или более мощный ГАЗ-ММ (50 л. с.). Закрытый кузов представлял собой деревянный каркас, облицованный снаружи листовой сталыо и обшитый изнутри фанерой. «Санитарный отсек» отделялся от кабины водителя перегородкой. Кузов оснащался носилками в три яруса (верхние носилки крепились к складным опорам на потолке).В салоне фронтовой «неотложки», в зависимости от обстоятельств, помещались либо четыре человека на носилках-гамаках и два на откидных скамейках, либо два на подвешенных носилках и пять на сиденьях, либо восемь только на откидных скамейках.Помимо отопления санитарный кузов оборудовался активной вентиляцией  в крышу монтировались три вентилятора, два нагнетающих и один вытяжной. Массовый выпуск ГАЗ-55 был развернут в 1938 году. За первый год серийного производства изготовили 359 экземпляров ГАЗ-55, еще 72 шасси были отправлены на Казанский кузовной завод.В последующие годы выпуск санитарных фургонов наращивал обороты. В 1939 году силами двух заводов изготовили уже 1293 санитарки, а в 1940 — 1429 штук.

В военное время ГАЗ-55 выпускался только в Горьком, причем санитарные кузова стали устанавливать на обычные шасси без доработанной подвески. В 1942 году конструкцию машины существенно упростили: штампованные крылья сменились гнутыми, Г-образной формы; машины лишились одной фары, передних тормозных механизмов, остекленного кузова и многого другого. Однако с 1943 года завод практически вернулся к довоенной конструкции, и только гнутые крылья выдавали время выпуска фургонов. «Санитарки» ГАЗ-55 выпускались на Горьковском автобусном заводе до 1945 года, пока им на смену не пришла более совершенная модель 13А-653 на базе грузовика ГАЗ-51. За это время только в Горьком было собрано 12 044 санитарных ГАЗ-55. Гражданские санитарные машины, как правило, окрашивались в белый, серый и песочный цвета, а машины, предназначенные для армии,  в классический защитный. Их принадлежность к санитарному транспорту выдавал лишь обязательный фонарь с красным крестом над ветровым стеклом водителя. Во время выездов его полагалось включать, чтобы прохожие и встречные водители могли выделить медицинскую машину в потоке и предоставить ей право преимущественного проезда. У гражданских автомобилей эмблемы красного креста часто дополнительно наносились на боковины кузова (в основном на стекла).В «военном варианте» это практиковалось редко, а если кресты наносились, то небольшого размера. Во время войны санитарный транспорт в целях безопасности старались не выделять среди прочей техники.

Читайте также: