Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Санитарный автомобиль ЗиС-5



Санитарный автомобиль ЗиС-5

Для перевозки раненых использовались, как правило, обычные грузовые машины ГАЗ-АА и ЗИС-5 .Специфическая идеологическая атмосфера, царившая в СССР в предвоенное десятилетие, сказалась и на развитии военно-медицинской службы. Вся страна готовилась не только к труду, но и к обороне. Неизбежность скорого вооруженного конфликта с врагами Советского государства признавалась открыто, и повышение боеготовности РККА считалось одной из первоочередных задач. Предвоенной мощности автозаводов не хватало для производства разных видов санитарных машин, удовлетворяющих потребности и гражданских станций скорой помощи,-и военных служб, поэтому при проектировании старались создавать компромиссные конструкции с военно-полевым «уклоном».

 

Как следствие, в 30-е годы от спецмашин, предназначенных для перевозки больных, требовалась не столько скорость передвижения в сочетании с плавностью хода, сколько вместимость, надежность и ремонтопригодность. Более того, в 1935 году был принят единый тин санитарного автомобиля для Красной армии и гражданской медицины, утвержденный совместной комиссией наркоматов обороны и здравоохранения. Нетрудно догадаться, что требования военных были приоритетными. В результате, большая часть специализированных санитарных машин строилась на базе грузовых шасси, в первую очередь  на базе полуторки ГАЗ-АА. Упомянутый выше стандарт подразумевал создание на грузовой платформе закрытого кузова-фургона «московского образца», рассчитанного на четырех лежачих больных, санитара и водителя.

Кроме того, освоение новых видов оружия (в частности, химического) потребовало создания узкоспециализированных санитарных автомобилей  автодушевых и обмывочно-дезинфекционных установок. Для повышения эффективности первой помощи в нолевых условиях начали производить автолаборатории и передвижные рентгеновские установки. Совершенствовалась и организация войсковой медицинской службы. Во второй половине 30-х годов в войсках появились, а позже прошли боевые испытания в ходе военных действий в Испании, а также у озера Хасан и реки Халхин-Гол, укомплектованные автотранспортом специализированные военно-медицинские подразделения. Это полевые подвижные госпитали (ППГ), автомобильные санитарные роты (АСР) и взводы (АСВ); отдельные роты медицинского усиления (ОРМУ), автохирургические отряды (АХО) и медико-санитарные батальоны (медсанбаты, МСБ).

Боевые действия в районе реки Халхин-Гол выявили проблему дальней (порой за согни километров) эвакуации раненых.
В таких условиях вместимость ГАЗ-55 оказалась недостаточной.В переоборудованные для перевозки пострадавших бортовые ГАЗ-АА помещалось 8-10 человек, а в ЗиС-5 — 12-15, что такжебыло принято во внимание при комплектовании медицинских подразделений.В западных приграничных военных округах к 1940 году были сформированы и укомплектованы военные и гражданские медучреждения на 293,5 тысяч коек, где работали почти 62 тысячи врачей, что составляло 36% всего коечного фонда и 40% врачебных кадров страны.Таким образом, предвоенная милитаризация быта сыграла на руку именно вооруженным силам. РККА, пусть и в ущерб гражданскому здравоохранению, оказалась укомплектована вполне современной санитарной техникой. Однако количества этой техники было явно недостаточно. Дело в том, что военные врачи на местах, способные оценить реальные потребности в автотранспорте того или иного подразделения, из чувства самосохранения не могли озвучить реальные цифры. Они посылали «по команде» запросы, но всякое требование, особенно подкрепленное цифрам и,'могло быть интерпретировано вышестоящим начальством как «пораженческие настроения»  со всеми вытекающими отсюда печальными для просителя последствиями.

К концу 1938 года комплектация медицинской службы РККА специальным автотранспортом составляла лишь 10% от потребности. Столь низкую цифру проигнорировать или списать на «пораженческие настроения» было нельзя, и Совнарком издал приказ о перепрофилировании одного из заводов Казани. Предприятие, наименованное «Автокузовной завод Наркомздрава СССР», успело выпустить несколько сотен санитарных кузовов на шасси ГАЗ-ММ, однако не слишком «строгое» отношение к собственному заказу со стороны государства имело печальные последствия. С мест поступали многочисленные жалобы на низкое качество материалов и неряшливую сборку. Иногда медицинские учреждения, получив казанские машины, снимали с них заводские кузова и «перекраивали» их собственными силами. На Втором всесоюзном совещании по вопросам скорой помощи, проходившем в июне 1940 года в Киеве, был поднят вопрос о недопустимом качестве казанских кузовов, но эта проблема так и не была решена до начала войны.

 

Недоукомплектованность мед подразделений машинами и стремительность наступления вражеской армии в первый год войны роковым образом сказались на положении, в котором оказалась военно-медицинская служба РККА. На оставленных нашими войсками территориях было брошено имущество половины гарнизонных госпиталей Прибалтийского, Западного и Киевского особых военных округов. К 1 июля 1941 года на Западном и Юго-Западном фронтах смогли развернуться только 15% от предусмотренных ранее частей медслужбы. Укомплектованность армии санитарными автомобилями летом 41-го составляла, в лучшем случае, 40-50%. Отдельные дивизии вообще не имели санитарно-транспортных подразделений. На оставшиеся в строю медицинские учреждения легла колоссальная нагрузка. Гак, Тернопольский гарнизонный госпиталь, рассчитанный на 200 коек, с 22 по 27 июля 1941 года принял более 5 тысяч раненых. Разумеется, в сложившихся обстоятельствах ни о какой комплектации медицинских подразделений специализированными санитарными фургонами не могло быть и речи.

 

Немногочисленные ГАЗ-55, по-прежнему производившиеся в Горьком, переняли все характерные черты «военной» версии ГАЗ-ММ, однако эти машины не могли удовлетворить потребности фронта в санитарном транспорте. Для эвакуации раненых пришлось задействовать всю более-менее пригодную для этого технику. В основном это были городские автобусы ГАЗ-ОЗ-ЗО, ЗиС-8 и ЗИС-16, которые наспех переделывались в санитарные (в несколько уровней размещались носилки, подрезались низкие «юбки» кузовов для увеличения проходимости). Так, зимой 1941-1942 годов Мосгорисполком по распоряжению ГКО передал в санитарные части 100 больших пассажирских автобусов. Поскольку санитарных машин катастрофически не хватало, для перевозки раненых применялись бортовые грузовики  ГАЗ-ММ и ЗиС-5, иногда просто «попутные», иногда специально «оборудованные»: на дно грузовой платформы насыпали слой песка толщиной в несколько сантиметров, а сверху песок устилали соломой. Установленные в кузове специальные нары считались роскошью. Сидячие раненые по мере сил страховали лежачих от резких толчков. Дефицит санитарных машин не удалось ликвидировать до конца войны. К январю 1944 года недокомплект транспорта медицинской службы составлял 28%.

Читайте также: