Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Антарктическая машина Snow Cruiser





С момента своего открытия в 1820 году Антарктида буквально манила исследователей к своим скрытым под толстым ледяным панцирем берегам. И нужно заметить, они не заставили себя «упрашивать» - первой на Южный континент в 1895 году высадилась норвежская экспедиция Карстена Борхгревинка. А спустя 15 лет началась настоящая гонка к Южному полюсу. 14 декабря 1911 года экспедиция Руаля Амудсена достигла заветной точки, а спустя месяц туда же добралась печально известная экспедиция Роберта Скотта (на обратном пути все её участники погибли). Новую главу в истории освоения Антарктиды открыл в 1929 году Ричард Эвелин Бёрд-младший. На самолёте Fokker F-VII Tri-motor с именем собственным Floyd Bennett он достиг Южного полюса и благополучно вернулся обратно. Правда, гс настоящее время считается, что на самом деле Бёрд не достиг своей цели, тем не менее с именем этого человека, дослужившегося до адмиральского звания, прочно связана история освоения Антарктиды. Дело в том, что в отличие от других исследователей, которые предпочитали перемещаться по континенту на собачьих упряжках, Бёрд делал ставку на достижения технического прогресса. Следующая его экспедиция в Антарктиду проходила с 1933 по 1935 год. Данная экспедиция едва не закончилась для полярного исследователя трагически: в течение пяти месяцев ему пришлось пробыть в одиночестве на метеорологической станции, где он едва не погиб от отравления угарными газами. В числе группы, спасшей адмирала, находился Томас Паултер, с которым Бёрду позднее предстояло совершить ещё одну экспедицию.

Новый виток антарктических исследований Бёрда пришёлся на конец 30-х годов прошлого века. В 1938 году к берегам Антарктиды отправилась немецкая экспедиция на корабле «Швабия». Формально это была гражданская экспедиция, но на деле речь шла о перспективе создания немецкой базы на территории, получившей название Новая Швабия (находится она на Земле Королевы Мод, омывается Атлантическим океаном). После завершения проекта данную территорию Германия объявила своей. На фоне роста активности немецкого флота у берегов Антарктиды стала возрастать обеспокоенность США по данному вопросу.

Таким образом, Ричард Бёрд получил карт-бланш на проведение третьей антарктической экспедиции, официально именовавшейся United States Antarctic Service Expedition. В отличие от предыдущих двух экспедиций Бёрд ймел не только солидное финансирование Столько официально было выделено 350 тысяч долларов), но и поддержку со стороны американского ВМФ. Для экспедиции выделялись два военных транспорта - USS Bear и USS North Star. Согласно планам, в ходе экспедиции предполагалось исследовать более 10 миллионов квадратных километров территории Антарктиды. Официально экспедиция являлась гражданской, но на деле у Бёрда была разведывательная миссия. На кораблях доставили несколько двухмоторных самолётов Curtiss Т-32 Condor II, гидросамолёт Barkley-Grow Т8Р-1, легкомоторный Beechcraft Model 17 Staggerwing, а также различную технику. В составе экспедиции имелось более сотни ездовых собак, но они использовались лишь для снабжения. Основную роль в наземном освоении Антарктиды Бёрд планировал возложить на специально разработанную машину, которая должна была одновременно служить передвижной базой. Данную машину, получившую обозначение Snow Cruiser (снежный крейсер), в 1937-1939 годах разработал Томас Паултер, к тому моменту возглавлявший исследовательский отдел Технологического Института Иллинойса (Research Foundation of the Armour Institute of Technology). В прессе творение Паултера получило прозвище Пингвин, что касается Бёрда, то он называл машину не иначе как «Большой Бертой».

Даже по современным меркам Snow Cruiser выглядит очень внушительно, а на момент постройки он был просто монстром. Длина машины составляла 17 метров, ширина - 6 метров, а высота - почти 5 метров. В движение её приводили два дизеля Cummins HBI-600 мощностью по 150 лошадиных сил каждый, которые передавали энергию на два генератора General Electric. От генераторов приводились встроенные в колёса электромоторы General Electric мощностью 50 лошадиных сил каждый. Все четыре колеса были не только ведущими, но и управляемыми, каждое из них оснащалось покрышками Goodyear диаметром чуть больше трёх метров. Внутри корпуса Паултер предусмотрел кают-компанию, кухню, складское помещение и даже небольшую мастерскую со станком. Ещё одной изюминкой «Снежного Крейсера» являлось то, что он, как и ряд морских собратьев, был авианесущим - на крыше крепился легкомоторный самолёт Beechcraft Model 17. По планам через каждые 400 километров пути самолёт спускался с крыши и проводил разведывательные полёты (помимо 9,5 тысячи литров дизельного топлива машина везла 3,5 тысячи литров авиабензина). Впервые проект Snow Cruiser был представлен в Вашингтоне 26 апреля 1939 года. Общая стоимость проекта оценивалась в 150 тысяч долларов, причём эти деньги, а также материалы и рабочих для постройки выделяли предприятия, которые Паултеру удалось привлечь к амбициозному проекту. Правительству оставалось лишь профинансировать доставку машины до Антарктиды и обратно, после чего Snow Cruiser становился собственностью института.

8 августа 1939 года на заводе Pullman-Standard Car Manufacturing Company в пригороде Чикаго закипела работа, а спустя всего 11 недель машина была практически готова. Для того чтобы машину было легко обнаружить в снежной пустыне, её покрасили в ярко-красный цвет. 24 октября Snow Cruiser отправился в Бостон, где его ждал USS North Star. Время было лимитировано, и если бы творение Томаса Паултера опоздало, корабль ушёл без него. Одновременно с доставкой машины в порт путь до Бостона стал и ходовым испытанием. Несмотря на размеры, по шоссе Snow Cruiser легко набирал максимальную скорость в 50 км/ч. Дошедшие до нас кадры хроники наглядно показывают, что машина вполне оправдывала возложенные на неё ожидания. 26 октября Snow Cruiser достиг Гэри, штат Индиана, где прошёл испытания в песчаном карьере, которые закончились вполне удовлетворительно. В ходе переезда в Бостон машина один раз попала в аварию (снеся мост и повредив два колеса), тем не менее 14 ноября Snow Cruiser под управлением
адмирала Бёрда прибыл в порт, где его погрузили на борт USS North Star, отстыковав кормовую часть. В общей сложности машина прошла 1640 километров, что составляло лишь пятую часть запаса хода без дозаправки. После такого успеха казалось, что все трудности позади.

По первоначальному плану третья экспедиция Бёрда должна была основать две базы, но в итоге первой остановкой стала Китовая бухта, знакомая адмиралу по первым двум походам. 12 января была подготовлена деревянная рампа, по которой Snow Cruiser начал спуск. Когда 37-тонная машина полностью вышла на рампу, доски начали ломаться, и лишь благодаря мастерству Томаса 11аултера, сидевшего за рычагами, удалось избежать трагедии. Но главные проблемы машину ждали впереди: дело в том, что на огромных шинах отсутствовали грунтозацепы. При движении по песку сцепления хватало, но на снегу машина передвигалась с трудом, при этом колёса зарывались в снег чуть ли не на метр. Проблему попытались решить, поставив на задние колёса цепи и установив впереди запасные колёса, но это мало помогло. Двигатели, которым приходилось работать на максимальных оборотах, быстро перегревались. Максимум что удалось амбициозному проекту, это продвинуться на 148 километров. В общем, это совсем не вязалось с первоначальными планами: Snow Cruiser должен был достигнуть Южного полюса и оттуда пойти в разведывательную миссию к Земле Королевы Мод, а там и до новой Швабии рукой подать.

В итоге Паултер покинул Антарктиду уже 24 января, а в марте на родину отозвали и Вёрда. Тем временем наступала полярная зима. Застывшую посреди ледника Росса машину прикрыли досками и снегом, таким образом из мобильной базы Snow Cruiser превратился в антарктическую недвижимость. В новом качестве творение Паултера оказалось на порядок более удачным: в машине была предусмотрена эффективная система отопления,
имелись большие запасы топлива и еды - одним словом, команда провела зиму в относительном комфорте. После обследования машины в конце 1940 года выяснилось, что в целом она вполне исправна, нужно было лишь накачать шины, но в обратный путь антарктический монстр уже не двинулся. Надо сказать, что фиаско со Snow Cruiser являлось лишь одной из многочисленных неприятностей, которые свалились на экспедицию. Неблагоприятные погодные условия не позволили выполнить поставленную миссию, и в марте 1941 года экспедицию свернули. В следующий раз люди попали на борт Snow Cruiser лишь в 1958 году. Экспедиция International Geophysical Year (IGY) обнаружила местонахождение машины с самолёта и направилась к нему на гусеничных вездеходах Tucker Sno-Cat.

Машину вытащили из-под снега при помощи одного из Sno-Cat и нашли внутри вещи экипажа. Увы, после этого эпизода больше машину никто не видел: скорее всего её унесло в океан с куском ледника Росса. Не исключено, впрочем, что она, полностью заметённая снегом, всё ещё стоит там, где её бросили. P.S. Проект Snow Cruiser принято считать полностью провальным. Но если посмотреть на всю эту историю беспристрастно, то далеко не всё так очевидно. Да, машина оказалась неприспособленной к условиям, к которым её создавали, но при этом нужно признать, что творение Томаса Паулте-ра было настоящим шедевром технической мысли. Ведь именно Snow Cruiser стал прообразом огромных колёсных амфибий LARC-LX, которые находились на службе более 40 лет. Кроме того, данная машина стала первым транспортным средством, созданным специально для Антарктики. Кстати, по той же концепции передвижной базы создан, к примеру, и знаменитый советский вездеход «Харьковчанка», различные модификации которого до сих пор используются в Антарктиде.