Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобиль-разведчик АР-НАТИ




С началом Великой Отечественной войны испытатели заволновались: у всех в Москве остались семьи, надо было решать вопрос об их эвакуации. Андронов предложил разрешить водителям съездить домой. Получив от Сыча согласие, однажды вечером он пошел пешком на станцию узнать расписание поездов. Оказалось, что никакого расписания больше нет. Пути были забиты грузовыми вагонами и цистернами, в сторону Минска тянулись воинские эшелоны. После долгих поисков и расспросов удалось найти только написанные от руки листки с предполагаемым временем прихода московского пассажирского поезда.


На обратном пути прямо на проходной полигона Андронова арестовали. Он был в дорогом темно-сером плаще и мощных высоких ботинках со шнуровкой, какие носили лесорубы Канады и Финляндии, а еще разве что мотоциклисты. Человека, одетого «во все заграничное» и активно пытавшегося выяснить график движения поездов, местные мальчишки приняли за шпиона и тут же побежали к охранявшим станцию чекистам. Срочно вызванный на проходную дежурный по полигону капитан Заборов-ский опросил всех, заверил, что произошла ошибка, поблагодарил мальчишек за бдительность и, вернув Андронову документы, отпустил его из-под стражи. Через две недели испытания успешно завершились. Оба автомобиля и прицепы вернули в институт. Результаты признали великолепными, и автомобиль-разведчик АР-НАТИ был рекомендован к серийному производству. Интересно, что создатели машины не привязывали освоение ее производства к конкретному предприятию. Вот что гласил отчет: «Что же касается рамы, кузова и общей сборки, то все это, вследствие исключительной технической простоты машины, может с успехом производиться на любом, даже небольшом заводе (или на нескольких заводах параллельно)». Ответственные лица Наркомата среднего машиностроения долго решали, какой из трех существующих автозаводов бупет выпускать автомобиль. Раз машина построена на агрегатах автомобилей ГАЗ, то и выпускать ее должен непременно Горьковский автозавод. Второй образец АР-НАТИ с узким капотом отправили в Горький — как объект будущего производства. Ноу ГАЗа был собственный прототип, сконструированный В. А. Грачевым. Уже с августа 1941 года в Горьком, не теряя времени, налаживали сначала экспериментальное, потом мелкосерийное производство доработанного варианта собственной машины, получившей индекс ГАЗ-64.

В результате разработка НАТИ осталась не у дел. А в это время немецко-фашистские войска стремительно продвигались вглубь страны, и всем было уже не до освоения дополнительных типов автомобилей, пусть даже и армейского назначения. Надо заметить, что горьковский ГАЗ-64, а затем и модернизированный ГАЗ-67, до конца войны оставались не столько массовой продукцией, сколько донорами агрегатов для броневиков БА-64. Нишу военного автомобиля-разведчика и артиллерийского тягача для пушек-«сорокапяток» прочно занял массово поступавший по ленд-лизу Willys MB. Тот самый, который в предвоенные месяцы 1941 года был признан «спроектированным от автомобиля к людям» и, по мнению наших конструкторов, обладал некоторыми врожденными недостатками  чего стоила только узкая колея машины и склонность к опрокидыванию. Отправленный в Горький образец АР-НАТИ пропал, когда во время бомбардировки ГАЗа вражеский снаряд попал в экспериментальный гараж. Другой образец с широким капотом был эвакуирован вместе с НАТИ в поволжский город Мелекесс. Машина честно и интенсивно работала, зимой ей даже приходилось вывозить из леса сани-волокуши с дровами. Уникальный образец на тяжелых тыловых работах выработал свой ресурс еще до конца войны и был списан. В архиве А. Ф. Андронова сохранились тетради и альбомы с рисунками карандашом, ручкой, тушью, акварелью. На рисунках оживают сценки с участием обычных серийных, диковинных экспериментальных машин и их зарубежных аналогов. Героем многих зарисовок стал АР-НАТИ: вот он мчится по дорогам и бездорожью, участвует в боях, на нем ездят люди, водитель автомобиля-разведчика сливает бензин в канистру шофера грузовика. Так в фантазиях конструктора проходила несостояв-шаяся жизнь его автомобиля.