Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобильные клубы и ремонтные гаражи в Царской России




На заре автомобилизма самоходные экипажи различных конструкций и систем не отличались надежностью и долговечностью. В них постоянно приходилось что-то смазывать, прочищать, регулировать... Немудрено, что и профессия шофера в то время считалась престижной и сложной, ведь ему, помимо навыков вождения, необходимы были обширные технические познания, чтобы сохранять свой экипаж в исправном состоянии. Ввиду малочисленности самоходных экипажей ждать технической помощи со стороны не приходилось. Если присмотреться к автомобилям начала 20-го века, особенно большим, предназначенным для дальних путешествий, то можно заметить на подножках огромные встроенные рундуки, которые как раз и предназначались для организации «автосервиса» в поле.

Но шло время, автомобили становились более надежными, их количество на дорогах увеличивалось, а главное  приходило понимание, что водитель машины и механик, ее обслуживающий, необязательно одно и то же лицо. Для частных клиентов еще в Царской России стали организовывать автомобильные клубы и ремонтные гаражи. Они обслуживали не только легковые машины, но и грузовики, приобретенные фабрикантами и торговцами. Сложнее дело обстояло с военными автомобилями  их ремонтом и обслуживанием занимались сами военные, зачастую  в боевой обстановке. Это обстоятельство заставило задуматься о создании передвижных ремонтных мастерских, оборудованных в кузовах грузовиков, где под рукой было бы все необходимое. Их вполне можно считать первыми отечественными сервисными автомобилями.
После 1917 г. большевикам стало не до сервисных автомобилей, и очень надолго эта автомобильная специальность была забыта. С мелким ремонтом автомобилей в 20-30-е годы водители справлялись сами, а крупным (восстановительным) или капитальным ремонтом занимались автомобильные заводы (АМО, «Русско-Балтийский» в Филях, Ярославский государственный авторемонтный завод и многочисленные ремонтные мастерские, как правило, военного происхождения).

В связи с ростом автопарка потребность в «техпомощи» первыми почувствовали военные. На селе весь имеющийся автопарк был сосредоточен вокруг машинотракторных станций (МТС)  специальных эксплуатирующих и ремонтных образований,которые предоставляли технику колхозам и совхозам в аренду, а в городах  в многочисленных автобазах и гаражах, которые организовывали ремонт и обслуживание автомобилей паевой лад. Междугороднее движение в ту пору было развито слабо, и далеко от родных стен автомобили уезжали редко, опять же, исправление мелких поломок вменялось в обязанности водителя, а в случае крупного ремонта машину всегда можно было отбуксировать в гараж. Сложнее дело обстояло с военными машинами, тракторами (которые тогда тоже «служили» в армии) и танками. Весь инструмент и инвентарь для ремонта приходилось возить с собой, а при необходимости даже разворачивать в чистом поле целые ремонтные мастерские. В результате, в 1930-е годы стали появляться автомобильные походные «летучки» для проведения технического обслуживания и текущего ремонта автомобильной техники в полевых условиях. Основой для первых советских ремонтных летучек были обычные бортовые «полуторки» (ГАЗ-А А) и «трехтонки» (ЗИС-5), на которые монтировался простейший деревянный или брезентовый кузов с открывающимися вверх боковыми стенками  в случае непогоды они служили своеобразными козырьками. Эти машины в зависимости от базового шасси и количества перевозимого оборудования подразделялись на тип «А» и тип «Б».

 

Основное оборудование летучек типа «А» состояло из переносного кузнечного горна, сверлильного станка, настольного пресса, наждачного точила и слесарного верстака. Одна такая машина была рассчитана на обслуживание парка техники из 25-30 единиц. Оборудование летучек типа «Б» было серьезнее  токарный станок, газосварочный аппарат, кран-стрела для выполнения подъемных операций (например, снятие мотора с машины). Военные ремонтные автомобили  это отдельная каста сервисных автомобилей, существующая и сегодня, и мы бы не стали подробно на них останавливаться, если бы не одно «но»: за неимением гражданских автомобилей подобного типа, ремонтные летучки применялись и «в тылу», особенно широко в послевоенный период. В конце 40-х годов была развернута кампания по укрупнению автомобильных хозяйств, мелкие гаражи (на 10-30 машин) были объединены в автобазы и автокомбинаты, где иногда уже насчитывалось до нескольких сотен автомобилей. Резко расширилась география совершаемых рейсов, в том числе и междугородних, за тысячи километров от дома. Такое «неспокойное» автомобильное хозяйство вынуждало руководство обзаводиться собственными тягачами и автомобилями технической помощи, готовыми в любой момент выехать к сломавшейся в пути машине. Одновременно с этим развивалась не только автомобильная, но и тракторная, крановая и экскаваторная техника, которая часто работала на удаленных объектах (стройках и месторождениях нефти и газа), а ведь ее тоже надо было обслуживать и ремонтировать. Примерно по этому же сценарию развивалась ситуация и в сельском хозяйстве.