Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Автомобильный музей на территории наукограда Черноголовка




Это собрание возникло стараниями энтузиастов в 2010 году на базе коллекции национально-патриотического музея организации «Боевое братство». В настоящее время в списке экспонатов числится свыше 300 единиц хранения, половина из которых принадлежит самому музею, а остальные предоставлены частными коллекционерами. В собрании объединены образцы военной и гражданской техники Советского Союза, Германии, Франции, США, Японии и ряда других зарубежных стран. Коллекция охватывает более чем вековой период - с конца XIX века до наших дней. Но одним лишь показом здесь не ограничиваются - на нужды музея работают реставрационные мастерские «Боевого братства», в которых высококвалифицированные специалисты занимаются восстановлением техники. Кстати, примерно 80% экспонатов находятся во вполне рабочем состоянии. А теперь давайте отвлечемся от статистики и совершим краткий экскурс по обширной музейной территории. Собственно, под экспонаты отдано три отдельно стоящих корпуса и несколько демонстрационных площадок на открытом воздухе (большая часть из них оборудована специальными навесами). В закрытых помещениях хранятся коллекции легковых и специальных автомобилей, а также мотоциклов. А вот большая часть танков, самоходок, артиллерийских орудий, аэросаней и прочей специальной техники стоит на улице.



Начать осмотр лучше всего с большого двухэтажного корпуса, где размещена в основном продукция советского автопрома. Значительное место в этой интереснейшей экспозиции занимает большая коллекция машин Горьковского автомобильного завода - первого отечественного предприятия, наладившего конвейерную сборку автомобилей. В конце 20-х годов прошлого века в СССР начала создаваться собственная промышленная база. Именно в этот момент и стало очевидно, что для успешного развития промышленности просто необходимо достаточно большое количество автомобилей. Дабы не «изобретать велосипед», решено было ознакомиться.


ИЗ ДЕТРОЙТА - В НИЖНИЙ НОВГОРОД


с зарубежным опытом автостроения, а ознакомившись, приобрести подходящее оборудование и технологии, на базе которых в дальнейшем и начинать строить собственную автомобильную промышленность. Было решено сделать ставку на простые модели, которые подходили для сборки в стране, где менее десяти лет до этого бушевала Гражданская война.
Наиболее дешёвой в изготовлении и одновременно приспособленной к нашим условиям была продукция американских компаний. Изучив технологии производства на заводах нескольких американских автомобилестроительных фирм, советские специалисты остановились на марке Ford. Надо сказать, что с компанией Генри Форда СССР имел деловые отношения ещё с 1925 года, когда в Ленинграде начали собирать трактора «Фордзон-Путиловец». Теперь же речь шла о постройке полноценного завода, причём собирались на нём не только легковые, но и грузовые модели. Выбор пал на производившиеся с 1927 года Ford А и Ford АА. 31 мая 1929 года было подписано соглашение о постройке на территории Нижнего Новгорода (с 1932 года переименованного в Горький) завода по производству автомобилей. По тому же соглашению на площадях завода «Гудок Октября» было организовано сборочное производство грузовых Ford А. Благодаря отвёрточной сборке удалось быстро наладить выпуск столь нужных стране грузовиков, пока шло строительство Нижегородского автомобильного завода (с 1932 года ГАЗ им. Молотова).

В 1932 году из ворот ГАЗ вышли первые автомобили ГАЗ А и ГАЗ АА. Расчёт оказался верным, и ГАЗ на долгие годы стал ведущим заводом СССР. В США модели Ford А и Ford АА продержались до 1932 года. И только в 1936 году ГАЗ А «уступил дорогу» знаменитой «Эмке» ГАЗ Ml (обе машины представлены в экспозиции), а вот «полуторке» пришлось задержаться. Наряду с ГАЗ АА музей может похвастаться модернизированной моделью ГАЗ ММ-В в спартанском исполнении, выпускавшимся со второй половины 1942-го по лето 1943 года. Двери и крыша у этой машины брезентовые, фара всего одна, тормоза только на задних колёсах, а бортовая платформа открывается лишь назад. Дополнительный колорит машине придаёт счетверённая зенитная пулемётная установка образца 1931 года, установленная в кузове. Подобные ЗСУ являлись основным средством защиты советской пехоты от атак с воздуха в первые годы Великой Отечественной войны.

ЯРКИЙ ОБРАЗЕЦ АВТОМАТИЗАЦИИ

Кстати, в черноголовском (а точнее, ивановском) музее представлены как первые «газовские» машины, так и более поздняя продукция предприятия - легковые ГАЗ-М20 «Победа» и модели «Волги» разных лет. Есть среди экспонатов и весьма интересные образцы. Такие, например, как полноприводный ГАЗ-М72. В 1955 году при создании этой модели использовали кузов от «Победы» и основные агрегаты ГАЗ-69. «Гибрид» получился довольно комфортабельным и к тому же способным преодолевать пашню, бездорожье и уверенно штурмовать 30-градусные подъёмы. При этом на шоссе мощности четырёх-цилинрового 55-сильного двигателя хватало, чтобы разгонять машину до скорости 100 км/ч. В 1956 году несколько энтузиастов совершили на ГАЗ-М72 пробег из Москвы во Владивосток, во время которого автомобиль проявил себя с самой лучшей стороны. Выпускался вездеход до 1958 года и был снят с производства вместе с заднеприводной «Победой». За всё время было построено 4677 таких автомобилей.

Не меньший интерес представляет и ГАЗ-21И - «Волга» с автоматической коробкой передач, выпускавшаяся в 1957-1960 годах. Всего было построено 700 экземпляров этой модели, предназначавшейся для выдающихся деятелей советской науки, промышленности, искусства и экономики. «Автомат» значительно упрощал вождение автомобиля, но при этом утяжелял, увеличивал расход топлива и отрицательно сказывался на динамике (в этом случае «волговский» мотор был явно слабоват). Ситуацию усугубляло и то, что в СССР практически не было квалифицированных кадров и специального оборудования для обслуживания и ремонта АКПП. 21-я «Волга» с автоматической коробкой продержалась в производстве совсем недолго, а работы по созданию гидроавтоматических трансмиссий для легковых автомобилей дальнейшего развития не получили. Не считая разве что более поздних попыток, предпринятых в этом направлении на ВАЗе, которые, впрочем, также достаточно быстро были свёрнуты из-за недостатка средств.

С «ШАШЕЧКАМИ» НА БОРТАХ

В рамках музейной экспозиции обращает на себя внимание и достаточно обширная коллекция советских автомобилей-так-си, основу которой составляют машины, переданные музею известным исследователем истории такси Виталием Васильевичем Клюевым. История целой отрасли проходит у посетителей прямо перед глазами... Вот такси на базе ГАЗ-А (один из самых распространённых в больших городах СССР в 30-е годы «таксомотор»), а вот - послевоенное такси «Победа». От обычных машин последнюю отличала специальная двухцветная окраска в два цвета (темно-серый низ, светло-серый верх и полоса с «шашечками» между ними), встроенный в передний щиток таксометр и ставший легендарным «зелёный огонёк», сигнализирующий о том, занято такси или свободно. Шло время, сменялись модели автомобилей, а «зелёный глаз» оставался на своём месте до второй половины 80-х годов. Что же касается ещё одного экспоната с шашечками на бортах - ГАЗ-12 (1950-1960), то этот автомобиль создавался прежде всего для партийных и государственных чиновников средней руки, поэтому в такси попадал достаточно редко.

Но, как говорится, правил без исключений не бывает, и в 1952 году в Первом московском таксопарке была сформирована специальная колонна из этих автомобилей. Её задача - обслуживание съездов, конференций, иностранных гостей и делегаций. Более того, в самом конце 50-х в рамках хрущёвской программы по «борьбе с привилегиями» много «персональных» ГАЗ-12 было передано именно в таксопарки. По воспоминаниям, машины эти пользовались особым спросом, поскольку в них можно было перевозить крупногабаритные вещи, не помещавшиеся в салоны и багажники обычных такси. Ещё более редким гостем среди «извозчиков» был представительский ЗИС-110, производившийся Заводом имени Сталина в Москве. Первая партия 110-х была отправлена в столичные таксопарки в 1947 году в связи с широким празднованием 800-летия Москвы. Тариф на такси экстракласса был повышенным, и не только из-за того, что автомобиль обладал исключительным комфортом, но и в связи с его высокой ценой, огромной стоимостью эксплуатации, дороговизной запасных частей и большим расходом топлива.

Некоторое время эти машины использовались в качестве совершенно «экзотического» для СССР средства передвижения - междугородного маршрутного такси. А вот стоящее по соседству экспериментальное такси ВНИИТЭ, разработанное в 1963-1965 годах по инициативе известного советского художника-кон-структора Ю.А. Долматовского, напротив, должно было стать образцом практичности и функциональности. Кузов проектировали в непрофильном Всесоюзном научно-исследователь-ском институте технической эстетики (слово «дизайн» в то время в СССР не использовалось). Машина создавалась на базе агрегатов «Москвич-408», имела 55-сильный двигатель, расположенный в задней части кузова вагонной компоновки, и могла развивать скорость до 90 км/ч - немного по современным меркам, но для городского такси вполне достаточно. Правда, «светлое будущее» для этого автомобиля так и не наступило: опытным образцом всё, собственно, и закончилось.

КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОИСКА КОСМОНАВТОВ

А теперь давайте выйдем на улицу. Под огромным навесом в центре выставочной территории экспонируется техника, разработанная и построенная в Специальном конструкторском бюро ЗИЛ (долгое время им руководил Виталий Андреевич Грачёв). Здесь можно познакомиться с уникальными образцами вездеходов различного назначения - от базы для передвижных ракетных комплексов (ЗИЛ-135 и его модификации) до поисково-эвакуационных установок, предназначенных для транспортировки приземлившихся космонавтов (включая и экспериментальные образцы, создававшиеся в единственном экземпляре). Поверьте, такого вы не увидите ни в одном из музеев мира! Кстати, буквально несколько слов о главном идеологе этих внедорожных мастодонтов. Под руководством Виталия Андреевича Грачёва был разработан целый поисково-эвакуационный комплекс, состоявший из трёх машин.

Первая - это автомобиль, способный преодолевать не только бездорожье, но и плавать. Внутри - комплекс специального оборудования, которое позволяет засечь приземление спускаемого аппарата, прибыть на место, связаться с центром и доставить космонавтов к вертолёту. Вторая машина служит для доставки к труднодоступному месту посадки третьего транспортного средства, у которого вместо колёс шнекороторные движители. Такому вездеходу не страшны ни глубокий снег, ни болото, ни водные препятствия, а главное - оно может передвигаться даже там, где пасует любая другая техника (правда, выезд на дороги с твёрдым покрытием для него заказан). Представьте себе достаточно типичный случай: озеро с только что вставшим льдом. Плыть уже нельзя, а ехать еще невозможно!.. Кстати, я не случайно привёл этот пример - говорят, что поводом для создания комплекса послужил случай, когда спускаемый аппарат приземлился на полу-замерзшее озеро. При падении он пробил лед, застряв в нём люком вниз. Запас воздуха был ограничен, и экипаж мог буквально задохнуться на глазах у спасателей, стоявших на берегу и не имевших возможности подобраться к космонавтам...


МАШИНЫ, БОРОВШИЕСЯ С ОГНЁМ

Продукция Ярославского автомобильного завода сегодня настоящая редкость. До Великой Отечественной войны это предприятие выпускало тяжёлые грузовые автомобили, причём объёмы выпуска по сравнению с ГАЗом и ЗИСом были небольшими. Не мог завод похвастаться и качеством своей продукции. Но поскольку грузовиков не хватало, любую машину, если она могла самостоятельно передвигаться и с горем пополам перевозить грузы, отправляли потребителю. Да, в процессе эксплуатации автомобили раньше времени выходили из строя, но их просто списывали и отправляли на металлолом. Отчасти именно из-за известной всем ненадёжности на базе ярославских шасси старались делать именно специальные машины - они эксплуатировались менее интенсивно, чем обычные грузовики. В музейной экспозиции выставлен пожарный автомобиль на шасси пятитонного ЯГ-6, а рядом расположился его современник и «коллега» -автомобиль-цистерна на базе ЗИС-5 (модель выпускалась с 1933 по 1948 год).

Производительность его насосной установки - 20 л/с, но в своё время эта техника считалась вполне серьёзной. Тему борьбы с огнём продолжает смонтированная на шасси ЗИС-6 (1934-1941 годы выпуска) выдвижная пожарная лестница. Общая длина лестницы составляет 30 метров, что давало возможность пожарным в случае необходимости оперативно добираться до верхних этажей большинства зданий того времени. После Великой Отечественной войны стали активно распространяться мобильные установки пенного тушения пожара. Одна из таких систем была установлена на базе гусеничного артиллерийского тягача АТС-712 (1952-1962 годы). Максимальная скорость этого 300-сильного «монстра» составляла 45 км/ч при расходе топлива 140 л на 100 км! В техническом смысле гораздо более совершенным и удобным в городских условиях был Ford Feuerwehr 798 Т (1947 год) с главным насосом, расположенном на переднем бампере.

ОСОБАЯ АРМЕЙСКАЯ ГОРДОСТЬ

Особая гордость музея - экспозиция военной техники. Это автомобили, танки, самоходные артиллерийские установки, гусеничные тягачи и бронемашины советской, немецкой, американской и французской армий. Обращает на себя внимание коллекция автомобилей Dodge, поставлявшихся в СССР по программе ленд-лиза в годы Великой Отечественной войны. Это и артиллерийский тягач Dodge WC-52, и его трёхосная модификация WC-63, и командирский WC-57, и крайне редкий «полу-тонный» штабной фургон WC-10. Нельзя пройти мимо и прекрасно отреставрированного огнемётного танка Т-034 1943 года выпуска. Таких машин сохранилось всего три экземпляра, из них два, включая музейный, на ходу. Невольно останавливаешься и у тяжёлой САУ ИСУ-152 - машины, сыгравшей важную роль в разгроме фашистов на последнем этапе Великой Отечественной войны. Артиллерийский раздел экспозиции настолько велик, что может поспорить с иным арсеналом. В каталоге числится более трёх десятков пушек, гаубиц, установок залпового огня и зенитных комплексов разных периодов! И вот ещё какой момент -к огромной радости приходящих в музей мальчишек, - тут есть отдельные экспонаты, на которые можно не только посмотреть. По нескольким бронированным машинам (например, БТР-40) можно полазить и даже заглянуть внутрь.