Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Быт специалистов в 30-х годах на Горьковском автозаводе




В 30-х годах Горьковский автозавод им. Молотова имел великолепное оборудование и передовую технику и считался образцовым предприятием. Рабочие и инженеры могли получить здесь большой опыт и знания. Именно поэтому на автозавод особенно стремилась приехать молодежь.В 1934 году на ГАЗе состоялась инженерная конференция, на которой заместитель секретаря парткома завода С.А. Осипов порадовал делегатов неожиданным открытием. По его словам, на предприятии был создан крепкий костяк инженеров, и «чемоданные настроения» давно изжиты. Отсюда следовал вывод: текучесть кадров среди инженеров полностью ликвидирована.

Однако статистика показывала совершенно обратное. За первые пять месяцев 1934 года с завода по различным мотивам уволилось 316 специалистов, и вновь принят на работу 301. Из уволенных только 39 человек устроились на ГАЗ в текущем году, остальные отработали значительно дольше. Увольнялись даже те, кто пришел на завод в самом начале, в наиболее сложное время, в 1929-1931 гг. В их числе были и десять специалистов, которых ГАЗ обучал за границей: по преимуществу молодые люди, в возрасте до 27 лет. Что же заставляло их уходить с хорошо оборудованного и прекрасно оснащенного предприятия, которое но всем критериям считалось очень перспективным? Большинство, прежде всего, удручала нерешенность квартирного вопроса. Многим специалистам и работникам завода приходилось жить «на правах углового жильца». Это значит, что они снимали даже не отдельную комнату, а только угол в ней. По статистике, в то время на одного автозаводца приходилась «голодная норма жилплощади» в 0,4 м2. И даже при этом снять угол в домах рядом с ГАЗом почиталось за счастье. Некоторые жили в весьма отдаленных районах и вынуждены были тратить на дорогу до работы по два часа. Несладко было жителям Щитового поселка, построенного наспех. Зимой в домах замерзала вода, а летом не давали покоя клопы. Воздух был зловонным, поскольку канализация отсутствовала полностью. Но еще хуже было тем, кто ютился в землянках.

Да, в 1935 году при заводе еще сохранялось 228 жилых землянок!Картину обычной жизни заводчан дополняла постоянная грязь и пыль в поселках и на автозаводе. В дождливую погоду на работу невозможно было пройти без сапог. Безусловно, на ГАЗе строилось новое жилье. Но темпы этого строительства были недостаточными, а руководство завода, партийный комитет и завком не предпринимали никаких действий для их увеличения. Вторым важным моментом было питание и снабжение. Руководитель заводским отделом рабочего снабжения (ОРС) Подосенов в 1935 году неожиданно открепил 640 инженерно-технических работников (ИТР) и почти полторы тысячи членов их семей от специального магазина для ИТР.И прикрепил их к обычным магазинам, где и снабжение было хуже, и очереди огромные. В поселках наблюдалось исключительно слабое развитие торговли. Хотели было в 1935-м построить универмаг, но к строительству даже не приступили.

ОРС также выполнил директиву парткома о снижении цен на обеды для рабочих за счет... повышения цен на обеды для специалистов!О работе отдела рабочего снабжения в то время красноречиво говорит такой факт: «Во исполнение постановления ЦК ВКП(б) от 26 июня 1935 г. «О борьбе с обмериванием и обвешиванием потребителей и нарушения розничных цен в торговле» прокурор СССР, тов. Акулов командировал в Горький следователя по особым важным делам, тов. Рогинского для расследования дела работников ОРС ГАЗа».Ко всему прочему, многие специалисты были фактически лишены выходных дней. В период «штурмовщины», обычно в последнюю декаду месяца, они проводили на заводе по 14-16 часов в день. И это при зарплате, зачастую более низкой, чем у мастеров цехов. Может, хорошо был организован досуг работников? Тоже нет. В поселках автозавода полностью отсутствовали культурные развлечения, даже не было ни одного ресторана или кафе. О культурно-бытовом строительстве, казалось, никто и не помышлял. Дворец культуры пока еще был только в планах. Из двух намеченных к возведению школ в 1935 году с трудом сдали одну.

И все это происходило на фоне реконструкции и расширения ГАЗа, когда после пуска новых производственных объектов заводу потребовалось бы новые кадры.А ведь в условиях неустроенного быта их текучесть только бы возросла.Неужели руководство завода не видело проблемы? Видело, но считало, что с предприятия уходят лишь слабые — ведь значительная часть инженеров оставалась на своих местах. Многие из них были искреннее увлечены интересной работой, большими задачами, стоящими перед ГАЗом, его огромной ролью в индустриализации страны. По мнению руководства, этого было достаточно, чтобы продолжать здесь работать.Нельзя сказать, что на Горьковском автозаводе им. Молотова совсем ничего не предпринималось для улучшения быта заводчан. К 1935 году уже была построена и сдана первая очередь Соцгородка. Действовала громадная и прекрасно оборудованная фабрика-кухня,работала заводская поликлиника, бетонировались и покрывались асфальтом дороги. Последнее, правда, делалось не по воле руководства завода, а во исполнение специального постановления Совнаркома от 6 ноября 1935 года о приведении в порядок подъездных путей к заводам и фабрикам. Именно эта парадная часть автозавода чаще всего мелькала на фотографиях и в хронике.