Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Двухосные автомобили ЗИС-5 и ГАЗ-АА




Проблема эксплуатации обычных автомобилей на бездорожье заставляла конструкторов искать новые способы улучшения проходимости. В 1938-1939 гг. в НАТИ проводились работы с применением тавровых и плицевых цепей для двухосных автомобилей ЗИС-5 и ГАЗ-АА. Плицевые цепи в основном предназначались для движения но снегу. Их корытообразные плицы должны были без выдавливания уплотнять снег, что увеличивало бы его способность работать на сдвиг.

Тавровые цепи были более универсальными и могли применяться на грунтовых дорогах и проселках в период дождей, на накатанных снежных и обледенелых трассах, а также на снежной целине с глубиной снежного покрова до 200-250 мм. Для автомобилей были разработаны упрошенные тавровые цепи, которые можно было легко изготовить в обычных автомастерских. Вес комплекта тавровых цепей для ГАЗ-АА составлял 75 кг, а для ЗИС-5 - 90 кг. Для монтажа одной цепи опытному водителю требовалось 6 мин, а для демонтажа  5 мин. Примерно в это же время в НАТИ были разработаны, на первый взгляд, простые и эффективные приспособления по превращению стандартного грузовика в полугусеничный вездеход. Суть их состояла в том, что автомобиль оборудовался дополнительными катками, ленивцами,каретками или осями, на которые надевалась гусеница. Привод гусеничного движителя осуществлялся либо от стандартного ведущего моста, либо от ведущей звездочки, имевшей ценной привод от основной ведущей оси автомобиля (для этого между дисков задних колес закреплялась еще одна звездочка). По замыслу конструкторов, такой автомобиль на бездорожье мог двигаться на полугусеничном ходу, а но твердым шоссейным дорогам  на колесном. На фоне тихоходных и «прожорливых» полугусеничных вездеходов ЗИС-22 и ГАЗ-60 это выглядело заманчиво.

Возможность выпуска вездеходов нового типа обсуждалась на заседаниях правительства страны, и именно кажущаяся простота и универсальность конструкции, а также огромная потребность армии в вездеходах, заставили некоторых чиновников распорядиться о скорейшем начале их производства, без проведения предварительных испытаний. На Московском автозаводе им. Сталина машина с движителем такого типа получила наименование ЗИС-ЗЗ, а на Горьковском автозаводе им. Молотова ГАЗ-65.Но проведенные в начале 1940 года испытания вездеходов показали их практически полную непригодность.Гусеничные двигатели, установленные на обычный автомобиль, при движении по бездорожью значительно увеличивали нагрузку на трансмиссию, что приводило к ее частым поломкам. Кроме того, подобный движитель имел очень неравномерное распределение давления па грунт.