Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Фаэтоны неизменные участники военных парадов





Долгое время в молодой Советской России не существовало ни четкого протокола, регламентирующего порядок проведения военных парадов, ни официально утвержденных «поводов» для публичного смотра войск. Как следствие, «формат» проведения этих мероприятий в разных городах был произвольным. Общим был лишь способ передвижения принимающих военные смотры лиц  лидеры революции предпочитали обходить шеренги войск пешком. Автомобили на площадях если и появлялись, то использовались лишь в качестве трибуны для глашатая и наблюдения за проходом войск. Как правило, это были иностранные кабриолеты и фаэтоны из ведомственных гаражей  служебные автомобили «смотрящих» чиновников. Однако постепенно, к середине 20-х годов XX века, вернулись к дореволюционной практике объезда войск верхом, что и стало стандартом вплоть до начала 50-х. 11ри этом «кавалерийский» формат прижился главным образом в Москве и столицах союзных республик.

 


Из довоенных отечественных автомобилей с открытым кузовом для «церемониального» транспорта по классу подходили лишь ЗиС-102. Доподлинно известно, что ЗиС-102А минимум дважды  1 мая 1940 г. п 12 августа 1945 г.  использовались государственными деятелями, принимающими Парады физкультурников на Красной площади.Следует подчеркнуть, что это были обычные фаэтоны серого цвета на шасси ЗиС-101 А, никоим образом для «езды стоя» не переоборудованные.

Первыми отечественными автомобилями, специально адаптированными для участия в парадах, стали фаэтоны (именно фаэтоны, а не кабриолеты!) на базе ГАЗ-М20 «Победа». Две такие машины были специально подготовлены к военному параду в Петрозаводске по случаю 25-летия образования Карело-Финской республики. Этот юбилей праздновался 24 июля 1948 г. Поскольку серийное производство кабриолета ГАЗ-М20Б на базе «Победы»' Горьковский автозавод освоил лишь в 1949 г., логично предположить, что в парадные фаэтоны были «перепилены» серийные фастбэки. Впрочем, «пилить» пришлось бы любой кузов  парадные «Победы», в отличие от серийных кабриолетов, вообще не имели жестких оконных рам над дверьми. Разумеется, тент имел оригинальную конфигурацию укладки, а спинка переднего сиденья оснащалась металлическим поручнем.В конце 1950-х, после успешного и эффектного выступления на «карело-финском» параде, обе уникальные «Победы» были переданы из Ленинградского военного округа в Новосибирск, где и прослужили «по специальности» до середины 60-х. В тот период машины были окрашены в светло-зеленый цвет.

А вот обычные «Победы»-кабриолеты после войны можно было увидеть на парадах во многих городах страны. Прочные рамки боковых стекол позволяли во время движения использовать их вместо специальных поручней. С середины 1950-х компанию им составили ГАЗ-69 и ГАЗ-69А. Забегая вперед, можно отметить, что с конца 60-х годов в болым инстве областных центров СССР ГАЗ-69 и его преемник, УАЗ-469, стали единственной альтернативой специализированным фаэтонам па базе лимузинов высшего класса, красовавшимся на парадах в Москве, столицах союзных республик и ряде стран Варшавского договора. Как ни парадоксально, но Москва и Ленинград по части «механизации» парадного расчета от периферии отставали. В конце 40-х годов существовал устоявшийся протокол главных парадов страны, и «коронным номером» стал выезд военачальников на породистых скакунах.

 

Производство фаэтонов достойного столичных парадов уровня  ЗиС-110Б  московский Автозавод им. Сталина освоил в 1948 г., однако кремлевские «церемониймейстеры» протокол менять не спешили  видимо, решили проверить, насколько солидно и представительно новые фаэтоны будут смотреться на «окружных» парадах и в странах соцблока. Трудно сказать, где и когда именно серийные ЗиС-110Б дебютировали в качестве транспорта парадного расчета, но доподлинно известно, что в 1950 г. именно на фаэтоне ЗиС военный парад во Владивостоке принимал командующий Тихоокеанским флотом контр-адмирал Н. Г. Кузнецов. В этом же году, 4 апреля, ЗиС-110Б участвовал в объезде войск на параде в венгерском Будапеште. На Красной площади ЗиС-110 дебютировали в ходе военного парада 1 мая 1953 г. Они уже имели ставший впоследствии традиционным серо-голубой цвет (считается, что он был специально подобран к цвету парадных шинелей высшего командного состава), но еще не были дооборудованы поручнями и системой ретрансляции звука. Стойки с микрофонами расставлялись на площади в заранее определенных местах остановки машин. Спустя некоторое время парадные фаэтоны были радиофицированы. Микрофоны размещали либо на рамке ветрового стекла, либо на специальных стойках в салоне. Передающие антенны устанавливали в задней части кузова  либо позади тента, либо на задних крыльях, либо на заднем бампере. Передающие радиостанции занимали весь багажник. Кроме того, у спинки переднего сиденья появился поручень, держаться за который при движении было гораздо удобнее, чем за спинку.

ЗиС-1 ЮН верой и правдой несли свою службу в Венгрии, Чехословакии, Польше, Монголии и Китае. В Северной Корее эти автомобили «обслуживают» военные парады, правда, уже в качестве «знаменосцев», по сей день! В нашей стране «ареал» использования «110-х» в смотрах войск тоже был достаточно широк. Однако если в Москве парадные фаэтоны ЗиС-110Б с 1 мая 1961 г. уступили место на Красной площади аналогам следующего поколения  фаэтонам ЗиЛ-111 В, то срок службы этих надежных и выносливых машин в других местах впечатлял. Большинство республиканских столиц и крупных российских городов эксплуатировали «110-е» до середины и конца 60-х годов, а Ленин! рад и вовсе до начала 80-х.

«Чувствительный» к табели о рангах Хрущев распространение фаэтонов высшего класса по стране и миру пресек. Никита Сергеевич мог подарить открытый правительственный ЗиЛ лидеру дружественного государства, а вот снабжать техникой военные парады советских военных округов и стран Восточного блока посчитал лишним. В результате кто-то из зарубежных военачальников вынужден был подыскать подходящую по классу иномарку, а кто-то довольствовался предоставленной Советским Союзом альтернативой  фаэтоном ГАЗ-1 ЗБ на базе «Чайки» (позже их сменили аналоги на базе ГАЗ-14). Единственное исключение было сделано для парадного расчета Польши, которому в начале 60-х досталась пара Зи Л-111 В.
В нашей стране, напротив, получить для парадов открытую «Чайку» почиталось за честь, так как в противном случае приходилось довольствоваться ГАЗ-69, а впоследствии  УАЗ-469 со сложенным тентом.Фаэтоны набазе21-й «Волги» были исключением. Например, броннипкий завод №38 изготовил всего два таких экземпляра.С начала 70-х годов фаэтоны, используемые в парадах на Красной площади, эволюционировали неспешно. Несмотря на создание парадных фаэтонов ЗиЛ-111Д на базе ЗИЛ-111 Г, непосредственно в парадах на Красной площади они участия не принимали, н на смену ЗИЛ-111В в 1972 г. (ноябрьский парад) пришли парадные фаэтоны нового поколения, ЗиЛ-117В.