Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Горьковский автомобильный завод в сталинской пятилетке




В третьей сталинской пятилетке на Горьковском автомобильном заводе им. Молотова планировалось увеличение выпуска с 300 тыс. до 425 тыс. автомобилей в год, что означало дальнейшее развитие автогиганта. При том, что ГАЗ и так был крупнейшим заводом в отрасли, а по количеству занятых в производстве людей являлся одним из лидеров среди всех машиностроительных предприятий Советского Союза. Среднесписочный состав работников предприятия в этот момент насчитывал 40365 человек, из них 31444 рабочих, 3948 ИТР, 2374 служащих и представителей других категорий трудящихся. Наличие такого большого штата отражалось на экономических показателях завода и, прежде всего, на производительности труда. Неудивительно, что уже в I квартале 1937 года дирекция автозавода получила указание из Москвы сократить численность работающих на 4 тыс. человек. Кроме того, урезались лимиты по рабочей силе на II и III кварталы, что ставило под сомнение не только программу дальнейшего развития предприятия, по и выполнение государственного плана в текущем году.В теории сокращение численности работников с одновременным увеличением плана выпускаемой продукции привело бы к желаемому повышению эффективности производства. Но в реальности завод оказался в тяжелейшем положении, так как одновременно с процессом «интенсификации промышленного сектора» страны пересматривались действующие нормы выработки и происходило ужесточение трудового законодательства.


3 января 1938 года огромный киноконцертный зал нового клуба Горьковского автозавода им. Молотова был заполнен до отказа. Здесь собрались лучшие люди завода, чтобы заслушать и обсудить доклад директора ГАЗа С.С. Дьяконова об итогах работы предприятия в прошедшем 1937 году и задачах на 1938 год.«Сегодня,  говорил Дьяконов,  коллектив завода отмечает свой шести летний юбилей. Со дня пуска завода мы дали стране 370 тысяч автомашин и 500 с лишним тысяч моторов. Продукция завода оценивается в три миллиарда рублей, из них треть дана в 1937 году. 650 миллионов рублей прибыли завод дал в эти годы. У нас 7,5 тысяч стахановцев и 7 тысяч рабочих, перевыполняющих нормы выработки. Имена таких людей, как Фаустов, Бусыгин, Великжанов, знает вся страна. 300 стахановцев автозавода выдвинуты на руководящие должности».«Однако,  продолжал Дьяконов,  в 1937 году мы работали неудовлетвори-тельно. Производственную программу не выполнили. Долг наш стране велик.20% рабочих не выполняют сменных заданий. Это происходит потому, что многие командиры производств еще не возглавили стахановское движение и проявляют в этом вопросе беспечность. На заводе очень велик брак».

В заключение своего выступления Дьяконов остановился на задачах, стоявших перед коллективом автозаводцев в 1938 году. 420 грузовиков и 81 легковая машина, запасные части на сумму 1 млн 200 тыс. рублей  таково было суточное задание завода. Однако на тот момент государственный план выполнялся на 93,3%, а по запасным частям  на 84,6%. На заводе скапливалось большое количество машин. Для их отправки ежедневно требовалось 250 вагонов, а поступало всего 110. Погрузка автомобилей происходила вручную: на одну машину уходило до двух часов, включая время закрепления на платформе. Многие автомобили приходилось отправлять потребителям самоходом, что требовало оплаты труда перегонщиков. При этом часто не соблюдались правила обкатки новой машины, что влияло на дальнейший срок ее службы, не говоря уже об авариях, которые случались во время перегона.

Из-за долгого простоя на площадке сбыта, под дождем и снегом, многие машины нуждались в значительном ремонте. 125 машинам требовалась замена аккумуляторных батарей, покраска кабин и кузовов. Отмечались и факты мародерства: автомобили, стоявшие по окраинам-площадки сбыта, разворовывались. У легковушек срезалось сукно обивки сидений и боковин.Между тем в первые годы третьей пятилет-, ки была введена в строй 1 очередь ТЭЦ №2 и пущен новый громадный ремонтно-механический цех. В ходе реконструкции предприятия развернулось строительство инструментал ьно-штампового, литейного, арматурного, кузовного, моторного корпусов, кислородной и ацетиленовой станций, базисного склада запасных частей и других объектов.В декабре 1937 года распахнул свои двери долгожданный киноконцертный зал Дворца культуры на 800 мест. Согласно первоначальному проекту культурный комплекс автозавода должен был состоять из трех помещений: театра, киноконцертного зала и клуба. Но из-за начавшейся войны реализация этого замысла была приостановлена, а после победы строительство велось уже по другому проекту.