Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Горьковский автозавод им. Молотова 1936 года




Конец 1936 года оказался тяжелым для руководства Горьковского автозавода им. Молотова и партийного руководства области. В октябре Л.М. Каганович доложил И.В. Сталину о проблемах с качеством нового легкового автомобиля М1. Директор завода С.С. Дьяконов заверял партийных бонз, что это временные трудности, связанные в основном с качеством комплектующих, поступавших с заводов-смежников. Но народный комиссариат тяжелой промышленности пожелал провести на Горьковском автозаводе независимую экспертизу. В план была включена проверка не только производства,но и фактов попадания на сборочный конвейер дефектных частей, включая двигатели, сцепление, трансмиссию и задние мосты (по этой причине уже произошел ряд несчастных случаев на дорогах). Увы, факты низкокачественного изготовления многих узлов на самом Горьковском автозаводе подтвердились, и репрессии, которые мы сейчас называем сталинскими, коснулись всех категорий работников предприятия.

С 23 февраля по 5 марта 1937 года состоялся печально известный пленум ЦК ВКП (б), на котором 3 марта с основным докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистских и иных двурушников» выступил И.В. Сталин. Главными врагами советского государства были объявлены троцкисты. По мнению вождя, они превратились в «беспринципную и безыдейную банду вредителей, диверсантов, шпионов, убийц, работающих по найму у некоторых разведывательных органов». Сталин призвал «в борьбе с современным троцкизмом» применять «не старые методы, не методы дискуссий, а новые методы, методы выкорчевывания и разгрома».К несчастью тех, кто нес ответственность за проблемные участки производства, очередное вмешательство со стороны Политбюро в дела завода практически совпало с началом «большой чистки». Тем более что в феврале 1937 года умер Серго Орджоникидзе  единственный, кто мог встать на защиту инженерно-технического персонала. «Какие же они саботажники!  говорил нарком незадолго до смерти.  Они не саботажники, а хорошие люди  наши сыновья, наши братья, наши товарищи, которые целиком и полностью на стороне Советской власти».

Первые масштабные перестановки в руководящем звене предприятия произошли в мае 37-го. В течение года вся хозяйственно-техническая и политическая верхушка Горьковского автомобильного завода им. Молотова была «разоблачена» и устранена как вредительская. Из 60 управленцев 14 были репрессированы, а 24 смещены со своих постов. Выли арестованы лучшие специалисты завода: главный инженерA.С.    Иванов, начальник техотдела В.В. Данилов, начальник производства М.И. Слуцкий, главный энергетик Г.М. Зельберг, заместитель директора М.М. Рубин, начальник инструментального штампо-вого корпуса С.З. Бондарчик, начальник спецтехотдела Я.Я. Шейте, начальник сбыта B.C. Куканов, бывший секретарь парткома А.С. Зашибаев, начальник центральной заводской лаборатории А. А. Смирнов, заместитель секретаря парткома С.А. Осипов, вожак автозаводских комсомольцев В. Сорокин и многие другие.К концу 1937 года на заводе почти не осталось начальников цехов. Все были арестованы. Подверглись репрессиям как «шпионы» почти веете, кто прошел в свое время стажировку в Америке. Выли уничтожены многие иностранные специалисты, приехавшие в начале 30-х строить завод и налаживать производство и оставшиеся в СССР.

В январе 1938-го рабочие и командиры ' передовых стахановских участков автозавода обратились с письмом к своим депутатам, тт. Н.И. Ежову и В.П. Чкалову, в котором писали: «...Будем беспощадны к врагам народа. Железной метлой выметать троцкистско-бухаринских гаденышей и всяческую им подобную нечисть и мразь  фашистских шпионов и диверсантов...». Несмотря на происходящие события, С.С. Дьяконов продолжал занимать пост директора, защищая ГАЗ и репутацию нового автомобиля Ml. В те годы его имя было широко известно в нашей стране. Крупный хозяйственник, прекрасный специалист, Дьяконов пользовался на ГАЗе заслуженным авторитетом и всеобщей любовью, ею очень высоко ценил нарком тяжелого машиностроения Г.К. Орджоникидзе. По уже весной 1938 года была организована кампания против Дьяконова. Директора обвинили в «развале завода» и антисоветской деятельности. В апреле он был арестован, а в сентябре расстрелян. Ему не исполнилось и сорока лет. По иронии судьбы за директором ГАЗа приехали на «эмке». На ней же его и увезли в застенки. Реабилитировали С.С. Дьяконова лишь в 1956 году. Похожие явления происходили не только на Горьковском автозаводе. Так, в 1937-м все хозяйственно-техническое и политическое руководство Ярославского автозавода было «разоблачено» и устранено как вредительское. И так же, как на ГАЗе, почти на всех участках работы были поставлены новые управленцы.