Грузовой автопарк СССР в 1938 году
К 1938 году по численности грузового автопарка СССР вышел на первое место в Европе, а по количеству автомобилей грузоподъемностью 3 т и выше на первое место в мире. Но по количеству автобусов и легковых машин (5,2 тыс. и 55 тыс. соответственно) Советский Союз еще уступал очень многим странам.Всего в 1938 году отечественная автомобильная промышленность выпустила 211349 автомашин, в том числе 184128 грузовиков, 1756 автобусов и 26986 легковых автомобилей.
Выпуск по автозаводам распределился следующим образом:
— Московский автозавод им. Сталина изготовил 65348 грузовиков, 3886 легковушек и 20 автобусов, которые были сделаны в экспериментальном порядке;
— Ярославский автозавод построил 2142 грузовых автомобиля и 235 троллейбусов;
— Горьковский автозавод им. Молотова произвел 116638 грузовиков (в том числе 53670, собранных на Московском заводе им. КИМ), 1736 автобусов и 23100 легковых автомобилей.
В годы третьей сталинской пятилетки планировалось значительно расширить производство автомобилей в стране, как . за счет реконструкции действующих предприятий, так и за счет строительства новых.Горькове ком у а втомоби л ыюм у заводу предписывалось увеличить свои производственные мощности для выпуска 425 тыс. автомобилей в год (325 тыс. грузовых и 100 тыс. легковых), Автозаводу им. Сталина предстояло расширить производство для выпуска 120 тыс. автомобилей в год (100 тыс. грузовых и 20 тыс. легковых), Ярославский автозавод должен был выйти на уровень выпуска 5 тыс. грузовиков в год (вместо имевших место 2,5 тыс.).
Также за пятилетку планировалось построить ряд новых предприятий:
1) завод тяжелых грузовиков в Ярославле, мощностью 25 тыс. автомобилей (он должен был вырасти рядом с имевшимся автозаводом, но стать абсолютно самостоятельным);
2) завод трехтонных грузовиков в Сибири, мощностью 100 тыс. автомобилей;
3) завод трехтонных грузовиков в Сталинграде, мощностью 100 тыс. машин;
4) завод тяжелых грузовиков в Куйбышеве, мощностью 25 тыс. автомобилей;
5) завод легковых автомобилей среднего и большого литража, мощностью 250 тыс. машин;
6) завод кузовов для автомобилей специального хозяйственного назначения (автоцистерн, фургонов, коммунальных для мытья и очистки улиц, автомобилей для ремонта воздушных электросетей и т.д.), мощностью 30 тыс. машин.
Одесский машиностроительный завод им. Январского восстания выпустил партию новых автокранов на шасси ЗИС-6 с полноповоротной крановой надстройкой грузоподъемностью 3 т.Центральная станция скорой помощи Москвы получила в 1938 году две машины ЗИС-101, которые переоборудовала в медицинские. Справа в салоне автомобиля размещались носилки, слева находились места для санитаров, у изголовья больного располагалось откидное сиденье для врача. Внутри машины нашлось место для шкафчиков со сменным бельем, кислородных баллонов и ящика с медикаментами.Столичный завод «Аремкуз» по заданию Моссовета начал изготовление специальных прицепов. Прежде всего, прицепов-магазинов и передвижных туалетов, которые впоследствии широко использовались в столице в дни праздников и массовых гуляний.