Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

ОКБ по разработке льда, снега и мерзлого грунта




В1947 году Аркадий Николаев организовал при Горьковском индустриальном институте имени Жданова исследовательскую группу с опытно-конструкторским оюрп и производственной базой. Бюро называлось «РАЛСНЕМГ», что расшифровывалось как «разработка льда, снега и мерзлого грунта».Располагалось бюро в центре города, рядом с институтом, в бывших конюшнях, являвшихся памятником архитектуры XIX века. Здесь было разработано и построено более 60 образцов машин. Некоторые из них, запущенные в серию, в прямом смысле слова пробили брешь в вечной мерзлоте.

Первая советская бурильно-крановая гидравлическая машина БКГМ-АН, которую конструкторы называли «джип-бурилка», была спроектирована по заказу Министерства обороны СССР на базе автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-67Б. За полторы минуты она образовывала в мерзлом грунте ямы диаметром 0,5 м и глубиной 1,7 м, после чего в них устанавливали опоры линий связи высотой И м. БКГМ-АН была в 200 раз эффективнее ручного труда. За разработку этой машины Николаев получил Сталинскую премию. Когда в 1954 году выпуск ГАЗ-67 прекратился, проект буровой машины БКГМ-АН был переработан. Новый БКГМ-АН сделали на базе полноприводного грузовика ГАЗ-бЗ, а затем на базе гусеничного трактора М2. Установка на шасси ГАЗ-бЗ получилась более мощной и производительной, чем на джипе. Модернизированные БКГМ-АН на шасси ГАЗ-66 и ГАЗ-3308 «Садко» и в наше время используют при обслуживании ЛЭП и линий связи.

Первую советскую фрезу, машину для разрезания мерзлого грунта, Аркадий Николаев разрабатывал по заказу Министерства связи — такая техника была необходима для прокладки кабелей и трубопроводов.В 1954 году под руководством Николаева были созданы опытные образцы дисковых фрезерных машин на базе тракторов С-80 и С-100. Они назывались ДФМ-ГПИ-1 и ДФМ-ГПИ-1А. Машины оснащались дисковыми фрезами разных размеров. Например, у ДФМ-ГПИ-1 были две дисковые фрезы диаметром до 1,5 м, позволявшие со скоростью 300 м/ч прорезать в мерзлом грунтеодновременно две щели шириной по 30 мм, глубиной 500 мм на расстоянии 240 мм одна от другой. К машине была разработана еще и плужная установка ПУ-1. Она ехала на буксире за тракторрм С-80 и удаляла вырезанный брус со скоростью 2,25 км/ч.

Первый отечественный автомобиль для строительства аэродромов на многолетних льдах назывался ЛФМ-ГПИ-1.Он был разработан Аркадием Николаевым в 1952-1956 годах на базе автомобиля ГАЗ-69. За один час машина могла выровнять 120 квадратных метров и отвести ледяную крошку за пределы аэродрома.В 60-е годы в СССР шла активная работа над вездеходами с нетрадиционными движителями. Самая популярная идея тех лет  вместо колес и гусениц использовать шнеки, или, как их иногда называют, «архимедовы винты». Непотопляемый шнекоход уверенно двигался по льду, в том числе и самому тонкому, отлично плавал.преодолевал большие расстояния по болотам и без труда выбирался из воды на лед и сушу.Николаевым было разработано сразу две таких машины с роторно-винтовыми движителями. Первая в 1968 году  шне-короторный вездеход ЛФМ-РВД-ГПИ-66 на базе серийного гусеничного транспортера ГАЗ-47 с форсированным двигателем.В мастерской Горьковского политехнического института его поставили на дюралюминиевые шнеки,сделанные руками сотрудников. Изнутри они были набиты пенопластом:создатели машины стремились сделать ее как можно легче. Однако возникла проблема курсовой устойчивости  машину заносило в сторону. Поэтому на базе узлов и агрегатов ГАЗ-66 в 1971 году была разработана новая версия вездехода  ЛФМ-РВД-ГПИ-72. Она отличалась тем, что правый и левый роторыбыли разделены на два сектора, вращающиеся в разные стороны. Это позволило машине во время движения не уклоняться от заданной траектории.

Интересно, что главными конкурентами горьковских шнекоходов были аналогичные машины, строившиеся в Москве в СКВ ЗИЛ под руководством бывшего коллеги Николаева  конструктора внедорожной техники Виталия Андреевича Грачева. Еще перед войной Аркадий Федорович участвовал в испытаниях первых полноприводных автомобилей Грачева.В ОКБ Николаева работал Яков Моничев, который с 1936 года был личным механиком Валерия Чкалова. Он сообщил, что в городе Чкалове на стапеле уже десять лет ржавеет катер легендарного летчика. На двух артиллерийских тягачах судно привезли в лабораторию Николаева, где восстанавливали долгих пять лет. Катер получил дизель В-2 от танка Т-34, обновленный корпус и название «Политехнический». До появления ракет на воздушной подушке это было самое быстроходное судно на Волге. Потом катер передали пароходству, и он много лет открывал навигацию.Аркадий Федорович Николаев получил 24 авторских патента на свои изобретения, выданных в США, Аргентине и Франции.В 1964 году в Москве машины Николаева получили Большую серебряную медаль ВДНХ.В 1972 году на базе ОКБ РАЛСНЕМГ была образована кафедра «Строительные и дорожные машины», которую Аркадий Николаев, к тому времени уже доктор технических наук и профессор, возглавлял до 1984 года. После распада СССР на базе СКБ и кафедры создано несколько фирм, по сей день занимающихся разработкой и постройкой внедорожных машин.