Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Организованные аварийно-спасательные службы




Крупные аварии и техногенные катастрофы происходили, происходят и, как это ни печально, будут происходить всегда и везде. Катастрофы, требующие участия организованных сил для эвакуации людей, спасения потерпевших и оказания им первой помощи происходили в СССР не чаще и не реже, чем в других странах.Населенные пункты страдали от сильнейших наводнений, в южных регионах случались землетрясения, обваливалисыиахты, загорались нефтехранилища, сходили с рельсов поезда. Советские средства массовой информации старались замалчивать факты, не вписывающиеся в идеалистическую картину безоблачной жизни общества,но сами катастрофы власть не игнорировала  для спасения людей задействовались все имеющиеся ресурсы. Увы, «ресурсы» были весьма ограниченными. Разумеется, на период чрезвычайной ситуации создавался оперативный штаб, но его функции ограничивались координацией работ и не имели директивной силы.



Более-менее организованные аварийно-спасательные службы существовали лишь на железных дорогах и в горах. На каждой дистанции железнодорожных путей дежурили специальные ремонтно-восстановительные поезда — составы с жилыми вагонами и платформами с техникой: как мобильной (бульдозеры, путевые машины), так и стационарной (мощные железнодорожные краны). Главной задачей этих составов было обеспечение скорейшею восстановления движения поездов на аварийном участке. Поисково-спасательные работы в горах также требовали как высокой квалификации спасателей, так и специальной техники. Именно поэтому в районах, особо привлекательных для альпинистов и лыжников, дежурили отряды горных спасателей, располагавшие не только альпинистским оборудованием, но и специальными вездеходами, приспособленными для передвижения по заснеженным высокогорным кручам  так называемыми «ратраками». Выполнение определенных функций, связанных с работой в зоне чрезвычайных ситуаций, в 70-е годы XX века было возложено на созданные регулярные формирования Гражданской обороны (ГО). До 1971 года эта организация подчинялась МВД и не располагала своими подразделениями.

 

С сентября 1971 года непосредственное руководство системой ГО стало осуществлять Министерства обороны, и вскоре были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности  сводные отряды и команды механизации работ. В число возложенных на них задач входило проведение аварийно-спасательных и неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение ввода других сил в зоны заражения и катастрофического затопления. Несмотря на то, что эти отряды были малочисленны и расквартировывались лишь в нескольких крупных мегаполисах страны, принято считать, что они стали «предтечей» сил МЧС. При этом до 1991 года в случае чрезвычайных ситуаций, требующих использования наземноготранспорта, на месте катастрофы можно было увидеть обычные «уазики» и типичные для любой стройки грузовики, краны, экскаваторы и бульдозеры. 80-е годы были для СССР чрезвычайно тяжелыми: в это время случились особо разрушительные катастрофы, подстегнувшие государство к созданию института профессиональных спасателей. 26 апреля 1986 года произошел взрыв на Чернобыльской АЭС. В декабре 1988 года страна пережила одно из самых тяжелых землетрясений за свою историю  Спитакское землетрясение в Армении.

В районы бедствия перебрасывались спасательные силы со всей страны. В Армению были передислоцированы 8 полков Гражданской обороны. Разрушения были столь масштабны, а количество жертв настолько велико, что для спасательных работ пришлось задействовать силы и средства не только со всего Советского Союза, но и из других государств. Сто одиннадцать стран оказали СССР помощь, предоставив спасательное оборудование, специалистов, продукты и медикаменты. Работа бок о бок с зарубежными спасателями позволила оценить эффективность использования спец-средств. Кроме того, необходимость создания регулярных профессиональных формирований «чрезвычайщиков» стала очевидной.

 

Некоторое время ушло на бюрократическую раскачку, однако уже 17 июля 1990 года Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР было принято решение об образовании Российского корпуса спасателей (РКС). 27 декабря того же года Постановлением Совета министров РСФСР № 606 был образован Российский корпус спасателей. Именно эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем РКС Сергея Шойгу, а несколько позже РКС переименовали в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС). 19 ноября 1991 года на базе ГКЧС и Штаба гражданской обороны РСФСР был образован Государственный комитет но делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при 11 резиденте РСФСР.10 января 1994 года Государственный комитет был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Во главе нового министерства также стоял Шойгу.

Создание министерства в числе прочих благ сулило долю в государственном бюджете, позволяющую оплатить разработку и производство технических средств. Применительно к автомобильному транспорту речь шла о модификациях автомобилей, приспособленных к перевозке личного состава спасателей и специального оборудования, а также для оказания пострадавшим первой (доврачебной) медицинской помощи. Специализированные автомобили спасателей «архитектурно» родственны пожарным машинам АПП и АБР с поправкой на специфику «профильных» техсредств.Зарождение автопарка спасателей начиналось с переоборудованных Land Rover и «Нив»; в 1995 году спецавгомобили начали выпускать на базе УАЗов, а в 1996 году к ним присоединились «газели». Впоследствии модельный ряд базовых платформ постоянно расширялся.В настоящее время подвижной состав сил МЧС столь обширен, что возникла необходимость подразделить его на классы: легкий  на платформе «Лада 4x4» (экс-«11ива»), например АСМ-41-011 и УАЗа-3151 (АСМ-41-013); средний — на платформе «газелей» и «соболей» (АСМ-41-02-2М), а также ульяновских «буханок» (АСМ-41-022), и тяжелый на шасси КамАЗов, «уралов» и прочих грузовиков (АСМ-48-03 «Спасатель»), а также автобусов ПАЗ (АСМ-48-03111).