Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Основа транспортного парка Московской комендатуры




В начале 18 века воеводы были заменены новым должностным лицом  комендантом. Комендант назначался для поддержания порядка внутри гарнизона крепости, исправного состояния всех ее частей, вооружения и снабжения. В русской армии в мирное время комендант крепости командовал лишь так называемыми «крепостными» полками и батальонами. В военное время он становился не только начальником гарнизона, но и полноправным командиром всех войск, оборонявших крепость. Комендант лично отвечал за оборону вверенной ему крепости.Комендантов назначали и там, где войска размещались вне крепостей. Словарь Брокгауза и Ефрона дает такое определение: «Городской комендант полагается в каждом городе и в тех селениях, где расположены две или более отдельные воинские части или команды. Городские коменданты подчиняются главному начальнику военного округа и начальнику гарнизона. Общие обязанности их заключаются в наблюдении за сохранением дисциплины и наружною порядка в войсках и за исправным содержанием караулов, казенных зданий и арестованных воинских чинов».

 


Здесь необходимо сказать несколько слов об отличиях между начальником гарнизона и военным комендантом. Начальник гарнизона лично отвечал за поддержание в гарнизоне высокой воинской дисциплины, за организацию и несение гарнизонной и караульной службы, подготовку и проведение мероприятий местной обороны, за обеспечение необходимых условий для повседневной жизни и обучения войск. Военный комендант подчинялся начальнику гарнизона и непосредственно отвечал за поддержание воинской дисциплины в общественных местах и на улицах, за правильное и бдительное несение службы гарнизонными караулами и патрулями, а также за надлежащее содержание арестованных на гарнизонной гауптвахте.Начальник гарнизона руководил, по сути, всей жизнью гарнизона, а военный комендант был его правой рукой в деле поддержания порядка в гарнизоне.В Советской армии коменданты гарнизонов решали, в общем, те же задачи, что и в царской. При этом гарнизон города Москвы, так же, как и в дореволюционные времена, стоял особняком среди всех других территориальных гарнизонов. Это было связано, во-первых, с положением Москвы как столицы государства, а во-вторых, с большим числом воинских частей и учреждений,находившихся в городе. Количество военных, служивших в Министерстве обороны и Генеральном штабе, а также учившихся в военных академиях, требовало особых усилий по поддержании порядка в гарнизоне.

23 июля 1918 г. приказом военного комиссара г. Москвы № 90 было образовано Московское комендантское управление. На нее были возложены задачи организации патрульной службы на улицах города; охраны важнейших заводов и фабрик, складов с боеприпасами, продовольствием, обмундированием и топливом, почты, телеграфа, лагерей военнопленных и осужденных и охраны стен Кремля. В 1919 г. работники Московского комендантского управления подготовили, но сути, первый официальный парад частей Красной Армии, который прошел на Красной площади 25 мая. С 1921 г. военный парад стал традиционным, и неизменно в его подготовке и проведении участвовало комендантское управление Москвы. Постоянно возраставший объем задач, решаемых Московским комендантским управлением, требовал увеличения численности как личного состава, так и транспорта. Если в двадцатые годы Управление располагало всего несколькими автомобилями, то к началу Великой Отечественной войны в его составе насчитывалось уже 23 единицы автомобильной и мотоциклетной техники. После введения в городе 20 октября 1941 г. осадного положения количество автомобилей и мотоциклов возросло до 35. К концу войны их число равнялось уже 40. В послевоенные годы численность парка автомототехники Управления коменданта г. Москвы оставалась примерно такой же.

В 30-40-е годы основу транспортного парка Московской комендатуры составляли автомобили ГАЗ М-1, ГАЗ-MM и мотоциклы ТИЗ АМ-600 и М-72. В конце 50-х годов их сменили внедорожники ГАЗ-69 и мотоциклы МВ-750. Это были стандартные армейские образцы  надежные и неприхотливые, отлично справлявшиеся со своими обязанностями. Однако для сопровождения военных делегаций иностранных государств эта техника не подходила. Здесь требовалось нечто более представительное, нежели джип или мотоцикл. Положение изменилось только в начале 70-х годов. Связано это было с приходом в 1973 г. на должность военного коменданта Москвы генерал-майора Владимира Дмитриевича Серых, участника Великой Отечественной войны, прошедшего путь от командира танка до командира мотострелковой дивизии. Обладая высокими деловыми качествами и организаторскими способностями, он не знал преград в достижении целей.

Именно в это время горьковский автозавод выпускал легковые машины среднего класса ГАЗ-24 «Волга». 24-е «Волги»стали поступать в Гараж особого назначения 9-й службы КГБ, автокомбинат Управления делами Совета Министров СССР и на оснащение Краснознаменной московской милиции. ГАЗ-24 выделялись в столичном автомобильном потоке, подчеркивая статус своих пассажиров. Генерал-майор Серых, который всегда заботился о престиже Вооруженных Сил, счел, что такой важной структуре, как Управление коменданта г. Москвы, негоже отставать от других госучреждений.Поэтому он оформил заказ на десять новеньких патрульных «Волг». С тех пор комендантские «Волги» стали часто появляться на улицах Москвы. Их использовали для несения службы комендантские патрули, а кроме того, «Волги» сопровождали автомобильные кортежи иностранных военных делегаций. В дни подготовки и проведения ноябрьских парадов на Красной площади для несения патрульной службы по усиленному варианту все эти машины задействовались практически одновременно. Со временем 24-е «Волги» стали использовать в военных комендатурах еще нескольких важнейших гарнизонов, например, Ленинграда и Берлина. 11озже компанию «Волгам» составили внедорожники УАЗ-469Б в милицейском варианте  с жесткой крышей и отделением для задержанных. В Москве «уазиков» насчитывалось три десятка.

Кроме машин непосредственно Управления коменданта, следует упомянуть и о транспорте Почетного караула. I -я отдельная рота Почетного караула и 3-й Образцовый военный оркестр Почетного караула, подчиненные военному коменданту Москвы и дислоцированные в военном городке «Лефортово», использовали при решении своих задач десять автобусов ПАЗ-672. Это были вполне обычные автобусы, особое назначение которых можно было определить лишь по надписи «ПОЧЕТНЫЙ КАРАУЛ» на марш-рутоукзателе. Позже их вытеснили более современные автобусы: ПA3-3205, ПАЗ-4234, НефАЗ-5299. В 90-е годы на смену «Волге» и старым «уазикам» пришел УА3 3151, а в 2007 г. по специальному заказу Минобороны на Ульяновском автозаводе изготовили небольшую партию машин, получивших обозначение УАЗ-315109-0000118-00. Их построили на базе армейских джипов УА3 315109-0000010-00, находившихся в то время в серийном производстве. Эти автомобили оснастили двигателями УМЗ-4219 объемом 2,89 л, экранированным электрооборудованием и редукторными мостами. Верх кузова сделали металлическим, а внутри оборудовали отделение для задержанных.