Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Первое грузовое автопредприятие в России




Первое грузовое автопредприятие в России было создано в 1904 году в Санкт-Петербурге Как только автомобиль перестал быть капризной и дорогостоящей игрушкой и из «экзотики» превратился в транспортное средство, способное успешно конкурировать с гужевыми аналогами, на него обратили внимание «службы», использующие в своей работе конную тягу Военные и пожарные ведомства повернулись лицом к «самоходным повозкам» решительно, без оглядки на стоимость их эксплуатации. На редставители торговли какое-то время наблюдали за развитием автомобилизма настороженно. Смысл коммерции  в извлечении прибыли, а значит, использование автотранспорта для перевозки товаров обре тало смысл лишь тогда, когда это стало бы по-настоящему рентабельным. Следовало дождаться удешевления самих машин, повышения их грузоподъемности и надежности. Как только прогресс позволил соблюсти все вышеперечисленные условия,предприимчивые дельцы начали создавать специализированные грузовые гаражи  аналоги современных автобаз. представители торгового бизнеса заключали с ними договоры о транспортном обслуживании. Это было выгоднее, чем заводить (и содержать) собственный автопарк.

Замена ломовых извозчиков грузовиками и фургонами в уже существующей структуре торговых перевозок была, в прямом и переносном смысле, делом техники. Тем более что доставка грузов на незначительные расстояния в городских условиях не требовала от автомобилей ни повышенной проходимости, ни сверхнадежности, ни высокой грузоподъемности.Интересно, что к моменту автомобилизации торговых перевозок уже существовали приспособления, позволяющие «примирить» специфику товара с условиями транспортировки. В первую очередь речь идет о скоропортящихся продуктах. В 1803 году американский предприниматель Томас Мур создал емкость, которая могла долго сохранять продукты питания. Он запатентовал ее иод названием «рефрижератор».

Основную часть транспортного парка, занятого доставкой товаров в торговые точки, составляют обычные фургоны, которые принято называть промтоварными, хотя в них можно перевозить как штучно-тарные промышленные товары, так и продовольственные, не требующие особых условий перевозок, и изотермические фургоны. Стенки последних обшиваются специальными материалами для поддержания внутри кузова определенных температурных условий (термоизоляции), например, для перевозок в зимнее время замерзающих продуктов (молоко, соки и т.д.), а летом  товаров, пор тящихся при высоких температурах (колбасные изделия, масло, яйца и т.д.). Третий, весьма немногочисленный из-за высокой стоимости, вид фургонов  рефрижераторы. Они оборудуются холодильными установками и могут самостоятельно длительное время поддерживать в кузове определенную температуру. Такие машины используются для перевозки охлажденных и замороженных продуктов.

Массовое производство термоизоляционных автофургонов удалось наладить во второй половине 30-х годов, после того как в марте 1935 года на Всесоюзной конференции холодильщиков Микоян в своем выступлении отметил, что наша холодильная промышленность имеет отсталый участок  рефрижераторный автотранспорт. В том же году Наркомпищепромом СССР на одесском заводе «Фригатор» было организовано штучное производство автомобилей-рефрижераторов на шасси ГАЗ-АА и ЗИС-12 по проектам Всесоюзного научно-исследовательского холодильного института. Правда, в тот момент отечественная промышленность еще не была готова выпускать компактные холодильные установки, которые можно было установить на автомобиль, поэтому охлаждение кузова происходило с помощью сухого льда или льдосоляной смеси. Их нужно было загружать в специальный отсек машины перед каждой поездкой.В довоенные годы свою лепту в обеспечение торговли специализированным транспортом внесли многие кузовные предприятия: Московский автокузовной и Горьковский кузовной заводы,изготавливающие изотермические фургоны на шасси «трехгонок» и «полуторок» соответственно; Комбинат реконструкции транспорта в Москве, выпускающий фургоны типа «люкс»; Мастерские автобазы мясокомбината им. Микояна и Ленинградского мясокомбината, обеспечивающие себя специализированным транспортом для перевозки мясных туш.

После войны пришлось восстанавливать разрушенное хозяйство. 11о жизнь постепенно налаживалась. В конце 1947 года была отменена карточная система, введенная в 1941 году. В 1950 году производство товаров пищевой и легкой промышленности достигло довоенного уровня, была восстановлена торговая сеть. Одновременно с этим происходило укрупнение автобаз, занятых перевозкой товаров. Если ранее каждый мясокомбинат или фабрика старались иметь свой транспорт, то после войны происходит централизация таких перевозок. Вместо сотни маленьких автобаз, а то и просто стоянок, порой не имеющих даже гаража для проведения качественного ремонта, образуются автокомбинаты. На основе сводных графиков на автотранспортных предприятиях диспетчерами разрабатывались оптимальные маршруты доставки товаров.

К этому времени были сформулированы и общие требования, предъявляемые к специализированным кузовам. Вот лишь некоторые из них:«.. .внутренняя обшивка кузовов фургонов, предназначенных для перевозки пищевых продуктов, должна
обеспечивать возможность проведения санитарной обработки; конструкция кузова должна обеспечивать возможность выполнения погрузки-разгрузки с двух сторон, что достигается увеличением количества дверей и применением различных погрузочно-разгрузочных механизмов (погрузчиков, транспортеров, рольгангов); дверные проемы должны быть возможно большими: не менее 1200 мм по ширине и 1700 мм по высоте; двери кузова должны иметь надежное уплотнение и быть оборудованы замками (запорами) с фиксаторами и приспособлениями для опломбирования; пол кузова по возможности должен быть гладким, без надколесных ниш, так как наличие последних ограничивает использование внутренних габаритных размеров кузова».

К середине 60-х годов государственные нормативы разделили все перевозимые грузы на узкие номенклатурные группы. В это же время ширится специализация подвижного состава. Создаются новые образцы техники, предназначенные для перевозок только одной номенклатурной группы. Например, московский завод «Аремкуз» создал специализированный фургон для перевозки готового платья и пальто на релингах, чтобы в процессе транспортировки не терялся «товарный» вид изделий, а Горьковский завод специализированных автомобилей  фургоны для перевозки медикаментов.В 70-80-х годах появляются автомобили-фургоны, оборудованные несколькими боковыми дверями, иногда раздвижными, для того чтобы загрузку машины предварительно запакованными в паллеты товарами осуществлять с разных сторон с помощью автопогрузчиков. Получают распространение контейнерные перевозки товаров в специальных небольших тележках на колесиках. Для их транспортировки применяют фургоны с задними грузоподъемными бортами. Одними из первых в стране производство таких фургонов наладил Тартуский авторемонтный завод (Эстония) и Московский АРЗ № 8. В результате отпала необходимость в «перевалочных» разгрузках, так как унифицированные контейнеры с машины выкатывались непосредственно в торговый зал, и с них осуществлялась торговля, например, овощами и бакалейными товарами.