Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Первые образцы дезинфекционных ветеринарных автомобилей




Ветеринария как самостоятельная дисциплина сформировалась в первой половине XIX столетия Сегодня уже трудно установить, когда родилось «коновальское» ремесло. Во всяком случае, в XVII веке оно уже существовало. В наше время слово «коновал» ассоциируется с невежественным лекарем. Однако в старину так именовался представитель весьма распространенной профессии. Коновалом называли ветеринара-ремеслен-ника, который, не имея специального ветеринарного образования, занимался лечением скота, преимущественно лошадей.

 

Поскольку умение это было редким  один коновал встречался на десяток поселений, каждому «спецу» приходилось обслуживать довольно большие территории. Разумеется, хозяин заболевшей коровы или лошади приезжал за коновалом сам, чаще всего на телеге, вез «зоолекаря» к себе в хозяйство, а потом доставлял обратно. Ситуация не изменилась даже тогда, когда ветеринаров начали готовить в специальных учебных заведениях, а крестьянский скот объединили в колхозные стада. Специалистов по-прежнему не хватало, единственной формой работы с четвероногими пациентами оставался их осмотр и возможное лечение на месте, поэтому, как и в прежние времена, за ветврачом приходилось ехать на «служебной» телеге. Радикально ситуация со спецтранспортом начала меняться лишь тогда, когда были внедрены методы массовой профилактики и лечения животных.

 

Серьезной проблемой для животноводства являлись не единичные случаи заболеваний  потерей одной коровы или лошади в масштабах общего поголовья можно было пренебречь, а массовый падеж скота и птиц, вызванный эпидемиями. Были разработаны средства, позволяющие, во-первых, предупреждать заболевания и, во-вторых, дезинфицировать помещения, в которых находились заболевшие животные или птицы, распыляя соответствующие препараты в коровниках, конюшнях и свинарниках при помощи пульверизаторов, наподобие малярных. Первые опытные образцы дезинфекционных ветеринарных автомобилей были основаны на том же принципе  шасси, оснащенное несколькими объемными резервуарами и укомплектованное приспособлением для распыления жидкости. Однако нехватка автотранспорта в приоритетных областях «социалистического строительства»  в армии и народном хозяйстве  не позволила до войны создать специализированные ветеринарные автомобили. По животноводческим хозяйствам ездили обычные грузовики, груженные бочками с препаратами. Москва, как водится, стояла в авангарде всех административных и хозяйственных инноваций. В 1933 году Мосгорветотдел приступил к организации работы по борьбе с заразными болезнями животных и ветеринарно-санитарному надзору за торговлей мясом на колхозных рынках, в магазинах и в сети общественного питания. На каждом из 38 действовавших тогда колхозных рынках были созданы мясоконтрольные станции (МКС), подчиненные райветотделам.

 

Для осмотра мяса в торговой сети и организациях общественного питания в штат райветотделов были введены должности ветеринарно санитарных врачей. На базе пункта ветеринарного осмотра мяса на Новинском бульваре в доме №93 была создана центральная ветеринар но-пищевая лаборатория. Здесь проводились бактериологические и другие сложные лабораторные исследования проб мяса и молока, направлявшихся ветеринарными врачами с рынков и из торговой сети общественного питания, а также исследования кормов для животноводческих хозяйств. Учитывая огромное значение для Москвы гужевого транспорта, Президиум Моссовета в течение ряда лет выпускал обязательные постановления по «вопросам сохранения конепоголовья в Москве». На основании этих постановлений в 1933 году на М. Бульварной улице (с 1952 года — ул. Талалихина) была оборудована учебно-показательная кузница Горветотдела, а на старой Конной площади  станция скорой ветеринарной помощи. С этого времени два раза в год стали проводиться обязательные клинические ветеринарные осмотры лошадей всех московских гужевых хозяйств (аналог
современных автопарков и автобаз) для выявления особей, больных сапом.

В целом контроль над санитарией, состоянием здоровья животных и их лечением проводился либо на местах, куда специалисты выезжали на обычных транспортных средствах, прихватив с собой баулы с багажом, либо в городских лабораториях, куда исследуемые объекты опять же дост авлялись всеми возможными средствами. Однако в 1938 году Институтом городского транспорта по заказу ветеринарного отдела Моссовета были разработаны и изготовлены две машины скорой ветеринарной помощи для транспортировки... двух больных лошадей! Большие обтекаемые кузова этих машин, напоминающие автобусные, базировались на шасси ЗИС-8. Процесс погрузки и выгрузки лошадей был полностью механизирован. Больную лошадь укладывали на специальные носилки, обитые войлоком и покрытые резиной. Носилки цепляли за трос кабестана  вертикального ворота. Кабестан приводится в движение мотором автомобиля. Наматывая трос, кабестан втаскивал носилки по специальному трапу в кузов. Внутри кузов окрашивался кислотоупорной краской, позволя ющей производить его дезинсекцию. В передней части кузова была устроена кабина обслуживающего персонала.

В 1945 году при Горвегстанции Москвы была организована постоянно действующая дезинфекционная бригада под руководством доцента Н.М. Комарова. Именно он сконструировал оригинальную передвижную дезинфекционную установку, монтирующуюся на шасси грузового автомобиля, которая на многие годы стала основным специализированным автомобилем ветеринарных служб. Установка получила название «ДУК» (дезинфекционная установка Комарова). ДУК имела два принципиальных отличия от ранних опытных конструкций. Во-первых, подогрев дезраствора осуществлялся вкотле со змеевиком,через который шли выхлопные газы автомобиля. Во-вторых, и это главное, для работы с жидкостями использовались впускная и выхлопная системы двигателя. 11ринцип работы установки был таков: на грузовом шасси монтировались цистерна с водой и баки с концентрированным дезсредством. В отдельном рабочем резервуаре вода в нужной пропорции смешивалась с дезинфицирующим средством, образуя дезраствор. Для распыления в резервуар подводился шланг, соединенный с выхлопной трубой автомобиля, и жидкость под воздействием избыточного давления газа выталкивало в поливочныйрукав.

 

Для наполнения водой цистерны другой шланг подключался к впускной системе двигателя, что создавало в емкости разряжение. Первые дезинфекционные установки под маркой ДУК-1 были изготовлены на расположенном в Омской области Калачинском механическом заводе в 1951 году при непосредственном участии Комарова. Испытания проводились на платформе ГАЗ-51, и впоследствии шасси этого грузовика стало основным серийным носителем ДУК. Позднее в производстве начали использовать ГАЗ-бЗ, ГАЗ-52, ГАЗ-53, ГАЗ-66. В настоящее время все на том же Калачинском мехзаводе для ДУК используют шасси ГАЗ-3307, ГАЭ-3309, а также ряд моделей ЗИЛ.  Установка Комарова за прошедшие годы претерпела ряд модернизаций. Большинство современных специальных дезинфекционных автоагрегатов (СДА) оснащены автономными компрессорами и насосами, позволяющими как закачивать воду в цистерну, так и распылять дезраствор. 11ри этом в одних машинах компрессор нагнетает в рабочий резервуар воздух, создавая в нем избыточное давление, в других — используется жидкостная помпа.

В послевоенные годы появилась возможность создавать и другие типы специальных ветеринарных автомобилей. Так, в 1948 году московским кузовным заводом «Аремкуз» на шассиЗИС-5 в опытном порядке была изготовлена передвижная ветеринарная лаборатория конструкции ветврача Ковалева. В 1962 году Шумерлинский завод специализированных автомобилей на шасси ГАЗ-63 начал серийно выпускать передвижную ветеринарную амбулаторию, предназначенную для доставки специалистов ветеринарной службы (с необходимыми средствами, инструментами и биопрепаратами) к месту оказания помощи сельскохозяйственным животным.Расширение практики искусственного осеменения КРС способствовало разработке и производству специальных передвижных зообиологических лабораторий. В последнее время наиболее распространенными типами ветеринарных автомобилей стали упомянутые уже СДА на шасси грузовиков и автомобили скорой ветеринарной помощи (СВП).