Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Подведения итогов испытаний проходивших на Дмитровском полигоне




После подведения итогов испытаний, проходивших на Дмитровском полигоне в марте-апреле 1974 года, всерьез рассматривалась возможность выпуска как ИЖ-14, так и ВАЗ-2121. Выбор в пользу «Нивы» был сделан по экономическим соображениям. Решающим аргументом стала способность Волжского автозавода полностью производить автомобиль собственными силами, в то время как выпуск ИЖ-14 потребовал бы не только создания новых производственных мощностей на ИЖАвто, но и увеличения нагрузки на заводы, поставлявшие узлы и агрегаты в ИЖевск и на АЗЛК - например, на Уфимский завод автомобильных моторов.


В марте-апреле 1974 года на бездорожье Дмитровского автополигона проходили испытания, в которых наряду с пред-серийными «Нивами» приняли участие УАЗ-469 Б, Range Rover и Land Rover 88, а также ЛуАЗ-969 и ИЖ-14. Само по себе участие в этом «конкурсе» ижевских машин было реверансом Минавтопрома в сторону ИжАвто: «Нива» создавалась по госзаказу, значит, у госчиновников были все основания вообще не рассматривать альтернативные разработки. ВАЗ получил заказ  ВАЗ заказ выполнил.  А ведь в это самое время надежды освоить производство малолитражного полноприводника питал и АЗЛК со своим долгоиграющим проектом «Москвич-416»/«Москвич-2150». Тем не менее, альтернативы рассматривались всерьез, и ИЖ-14 на упомянутых выше испытаниях присутствовал не в роли статиста, а в качестве полноправного конкурента, теоретически имеющего шанс одержать победу в состязании и получить путевку в серийное производство. Результаты тех испытаний сегодня можно найти только в воспоминаниях вазовского инженера-испытателя В.А.Котляро-ва. Но едва ли он, патриот ВАЗа, сумел остаться абсолютно объективным. О том, что «Нивы» были безусловным лидером далеко не во всех упражнениях, свидетельствует простой факт: после подведения итогов испытаний всерьез рассматривалась возможность выпуска как ИЖ-14, так и ВАЗ-2121. И окончательный выбор в пользу последнего был сделан не из-за полного превосходства тольяттинского внедорожника, а по совсем другим соображениям. Решающим аргументом в пользу «Нивы» оказалась способность Волжского автозавода полностью производить автомобиль своими силами, в то время как выпуск ИЖ-14 потребовал бы от предприятия не только создания новых производственных мощностей, но и увеличения нагрузки на заводы, поставлявшие узлы и агрегаты в Ижевск и на АЗЛК  например, на Уфимский завод автомобильных моторов.


Нельзя сказать, что решение по ИЖ-14 стало полной неожиданностью для его создателей. Более того, они не слишком опечалились. В то время они были молоды, энергичны, и относительная неудача не поколебала их веру в радужные перспективы. Как сложилась судьба опытных образцов ИЖ-14. Об одном из них ничего не известно — скорее всего, он был утилизирован. Второй экземпляр, оранжевого цвета, долгое время медленно «умирал» в заводском бомбоубежище, которое использовали как чулан для хранения невостребованных прототипов. В январе 1997 года один журналист упросил заводское руководство выкатить ИЖ-14 во двор, чтобы сфотографировать. Поскольку к этому времени с машины сняли все, что можно было снять, из подвала ее пришлось вытаскивать на тросе уазиком. Выкатили, сфотографировали, а когда так же, на буксире, закатывали обратно, сказалось отсутствие тормозов  ИЖ ударился об УАЗ, разбил оригинальную фару, слегка помял передок. Когда на заводе, наконец, появился автомузей, ИЖ-14 пришлось основательно реставрировать. Кузов выкрасили белой краской, оба бампера, фары и облицовку радиатора установили «неродные». Некоторая практическая польза от этого, безусловно, оригинального и талантливо сконструированного автомобиля все же была. Идею оформления передка использовали в ходе рестайлинга линейки ижевских малолитражек 1982 года, а раздаточную коробку полноприводных ижевских «Од» можно считать дальней родственницей аналогичного агрегата ИЖ-14.