Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Производство автомобилей ГАЗ-64 в 1941 году




В 1939-1940 гг. во многих странах проектировались и запускались в производство предельно простые армейские легковые автомобили, служившие для связи, разведки, перемещения среднего офицерского состава, а также в качестве тягача для легких пушек. Опыт советско-финского вооруженного конфликта, проходившего в лесистой местности в условиях сложнейшего зимнего бездорожья, подсказывал, что и Красная армия нуждается в подобной машине, причем именно повышенной проходимости.


Направление изысканий неожиданно подсказали американцы, создавшие в 1940 году небольшой командирский полноприводный автомобиль Bantam с упрощенным открытым кузовом. В январе 1941-го публикации о конструкции и возможностях этой машины попали на стол наркома среднего машиностроения В. А. Малышева, в ведении которого в тот период находилась автомобильная промышленность. На конкурсной основе НАТИ и ГАЗу было выдано задание: в срочном порядке на базе уже существующих узлов и агрегатов спроектировать и построить опытные образцы новых армейских легковых автомобилей, по своим тактикотехническим характеристикам близких к Bantam. Причем в техническом задании были прописаны ограничения будущей машины как по длине, так и по ширине колеи колес, в полном соответствии с параметрами американского автомобиля, в то время как на Горьковском автозаводе уже все было готово к серийному выпуску более широких ведущих мостов для полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-61.Здесь уместно заметить, что нашим конструкторам, кроме общей архитектуры кузова и габаритных размеров, позаимствовать у Bantam было нечего. Задание на использование уже освоенных в промышленности агрегатов изначально исключало копирование аналогичных узлов «американца».

К апрелю 1941 года проектные работы в основном были закончены, и первые опытные образцы армейских легковых автомобилей вышли на сравнительные испытания. В Москве построили два образца АР-НАТИ (буквы АР в названии означали «авто м обиль-разведчик»),вне ш йене м н о г о отличавшиеся между собой. Руководителем этих работ был А. А. Душкевич, ведущим конструктором по машине — Б. В. Шишкин, по фактически все строительство вел А. Ф. Андронов (будущий главный конструктор Московского завода малолитражных автомобилей (МЗМА)). Эти машины хоть и базировались в основном на горьковских агрегатах, тем не менее создавались без особой оглядки на действующее производство: на двигателе была изменена головка блока, что повышало степень сжатия и давало прибавку в мощности, строилась более современная
открытая карданная передача и т.д. Поэтому автомобили АР-НАТИ получились даже более совершенными, чем параллельно разрабатывавшийся на ГАЗе аналогичный автомобиль Р-1 («разведчик, первая модель»), который получил наименование ГАЗ-64-416. В Горьком новой машиной занимался выдающийся конструктор Виталий Андреевич Грачев. Ему же принадлежала идея создания на ГАЗе полноприводного легкового ГАЗ-61, которую он также воплощал в жизнь. У ГАЗ-61 автомобиль-разведчик позаимствовал оба ведущих моста (переделанные под более узкую колею), одноступенчатую раздаточную коробку, карданные валы (укороченные из-за меньшей длины автомобиля), рулевое управление, тормозные механизмы, передние рессоры (на новой машине они применялись как задние), диски колес. Двигатель и коробка передач «разведчику» достались от модерн изиро-ванной полуторки ГАЗ-ММ. 22 апреля автомобили АР-НАТИ и Р-1 были продемонстрированы в Кремле И. В. Сталину, К. Е. Ворошилову, С. М. Буденному,Б. М. Шапошникову. На этом смотре предпочтения руководства страны были явно на стороне АР-НАТИ, но машинам еще предстояло пройти испытания, поэтому окончательного решения высказано не было.

Сравнительные испытания новых армейских автомобилей закончились 2 июля 1941 года, когда страна уже была втянута в войну с фашистской Германией. И хотя заключение специалистов также оставалось на стороне АР-НАТИ, в условиях начавшейся войны это уже имело мало значения. Как оказалось, на тот момент в СССР вообще серийно не выпускались легковые машины, хоть как-то пригодные к военной службе и подходящие для фронтового бездорожья. А производство единственного массового легкового автомобиля Ml по мобилизационному плану военного времени вовсе должны были прекратить, так как он относился к категории «мирной продукции». Правда, на Горьковском автозаводе практически полностью был подготовлен выпуск полноприводных машин ГАЗ-61. Но они хоть и обладали завидной проходимостью, были слишком дорогими и крупными для армейской службы и использовались только высшим командным составом РККА. В этих условиях альтернативы не существовало  в срочном порядке нужно было ставить на производство ГАЗ-64, разработанный на Горьковском автозаводе, так как он не требовал никаких новых узлов и изменений технологий. К тому же его легкий открытый кузов еще больше упростили, практически исключив детали, требовавшие новых штампов.Первые серийные автомобили ГАЗ-64 появились уже в августе (менее чем через два месяца после начала боевых действий), а к концу года они полностью заменили в производстве все другие легковые автомобили ГАЗа.