Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Развитие почтовой связи




Слово post в значении «почта» впервые стали употреблять в XIII векеПервые упоминания о регулярном обмене стратегически важной информацией на Руси (при помощи гонцов) относится к IX веку. В X веке на Руси существовала княжеская повинность под названием «повоз», по которой населению вменялось в обязанность предоставлять лошадей и повозки для перемещения гонцов, княжеских особ и их кладей. Во времена татаро-монгольского ига эта система получила развитие и стала называться «ямская гоньба». «Ям»  почтовая станция, на которой меняли лошадей. Тюркское слово «ям» вошло в русский язык в качестве обозначения конно-почтовой повинности. Соответственно, ямщик  это наемный специалист, занимающийся доставкой людей, грузов и корреспонденции по маршрутам, охваченным сетью «ямов».

Активно развиваться и совершенствоваться ямская гоньба начала в XV веке, уже после исхода с российских земель татаро-монгольского войска. Со временем, по мере расширения общения с европейскими государствами, поркское слово «гоньба» уступило место слову post, быстренько переиначенному в привычное теперь «почта», а вот слова «ямская», «ямщик» прижились и воспринимаются теперь как нечто исконно славянское.Долгое время ямская почта обслуживала исключительно «госаппарат». Лишь в середине XVII века под руководством крупного государственного деятеля Афанасия Лаврентьевича Ордын-Нащокина была создана регулярная почтовая служба для доставки частной корреспонденции. Именно по его указанию «государственных» ямщиков одели в форменные суконные кафтаны зеленого цвета с нашитыми на них орлами из красного сукна, а называть стали «почтарями». На ремне они носили медный почтовый рожок. Несколько позже появилась нагрудная медаль-бляха с «двоеглавым орлом».Протяженность почтовых трактов к середине XVIII столетия уже доходила до 17 тысяч верст. Были составлены первые карты почтовых дорог. Впервые появилось регулярное почтовое сообщение между Петербургом и Москвой  туда и обратно, два раза в неделю. Жители губерний, через которые проходили почтовые тракты, были обложены почтовой повинностью  денежным сбором. К 1780 году в России существовало уже три почтамта: в Петербурге, Риге и Москве.Примерно в это же время начала развиваться сеть ямских станций, обустроенных по примеру древнеримских. Каждая «станция» совмещала в себе функции автовокзала, сортировочного отделения почты и гаража, где проводилось «техобслуживание» и «дозаправка» лошадей и экипажей.

Любопытно, что в конце XVII начале XVIII веков, когда наладилось регулярное сообщение с близлежащими европейскими странами, возникла и «альтернативная» почтовая служба — «немецкая». «Немецкими» русские люди называли земли, где говорили па непонятных нашим предкам «немых» языках. Начиналась «немецкая» почта с регулярных почтовых линий в Ригу и Вильно (Вильнюс), затем распространилась на всю Европу, а позже и на некоторые маршруты внутри страны — параллельно с ямской. Дело в том, что «немецкое» почтовое сообщение работало только с правительственными бумагами и купеческими письмами, а ямское  с прочей корреспонденцией. В 1782 году упраздняется «немецкая» почта, и все средства доставки корреспонденции сливаются в единую организацию Главное почтовых дел управление. Так закончилось более чем вековое разделение русской почты на ямскую и немецкую. На этом «особенный» российский путь развития почты заканчивается.

В XIX веке произошел коренной переворот в почтовом деле.Появление паровоза и парохода, а в начале XX века самолета,
существенно увеличило скорость пересылки почтовых отправлений. Почтовая связь стала общегосударственной и начала обслуживать все население.Развитие почтовой связи и усиление ее роли в жизни общества привело даже к согласованию времени прихода пароходов из Атлантики с расписанием движения поездов Тихоокеанской железной дороги в Северной Америке и графиком отправления тихоокеанских лайнеров. Фактически, сбылась мечта Жюля Верна: письмо могло обойти земной шар менее чем за 80 дней.Когда в 1832 году был изобретен телеграф, в 1876  телефон, а в 1895  радио, многим казалось, что медлительной и во многих отношениях громоздкой почтовой системе приходит конец, однако этого не произошло. Во-первых, технические новинки еще были несовершенны и на первых порах не слишком «дально-бойны»; во-вторых, на стороне почты оставались такие эксклюзивные преимущества, как конфиденциальность, отсутствие ограничений по объему посланий, возможность отправлять не только корреспонденцию, но и некие материальные объекты, и наконец  дешевизна.

9 октября 1874 года на I Международном почтовом конгрессе 22 страны, в том числе и Россия, подписали Всеобщий единый почтовый договор и образовали Всеобщий почтовый союз (с 1878 года — Всемирный почтовый союз, Universal Postal Union). Этот день отмечается как Всемирный день почты. Казалось бы, с освоением быстроходных технических средств решены главные задачи почтовой связи: дальность и оперативность, однако существовали и второстепенные проблемы.
Во-первых, каждая партия почты, отправленная в тот или иной город железной дорогой, кораблем или самолетом, по вполне понятным причинам оканчивала свой путь на вокзале, в порту или на аэродроме. Логика подсказывала, что удобнее сначала развести всю корреспонденцию по крупным отделениям почтовой связи, сосредоточенным в городах и райцентрах, и уже из них доставлять ее ио конкретным адресам.

Во-вторых, глобальная почтовая сеть вынужденно проигнорировала удаленные от железных дорог небольшие населенные пункты. Доставить в них почтовую корреспонденцию можно было лишь по обычным проселочным дорогам. В любом случае, требовался разъездной наземный транспорт, курсирующий ио маршруту «транспортная станция — почтовое отделение». Нетрудно догадаться, что вначале для этих целей использовались конные повозки, а когда автомобили обрели должную надежность, для перевозки почты начали использовать их.Еще одна обязанность у почтовых автомобилей появилась с распространением на улицах почтовых ящиков. Если объемы корреспонденции, ежедневно доставляемой из почтовых отделений по расположенным на ограниченной территории адресам, позволяли взвалить эту обязанность на плечи почтальонов (пеших или «вооруженных» велосипедами), то для сбора писем необходимо было использовать автомобиль.

Почтовые фургоны строили на базе почти всех автомобилей, технически для этого пригодных. Основное требование, предъявляемое к таким машинам, сводилось к наличию жесткого, защищенного от воздействия природных стихий вместительного «хранилища»  бумажная корреспонденция боится воды и пыли, а посылки и бандероли требуют бережной транспортировки.Почтовую профессию автомобили освоили очень рано, еще в XIX веке, почти одновременно с появлением первых коммерческих «самобеглых колясок». Первыми российскими почтовыми автомобилями стали машины «Фрезе», построенные в начале 1904 года: 10 двухместных фургонов на 10 пудов и 4 трехместных, грузоподъемностью 50 пудов. Но их путь оказался недолгим, так как 27 марта 1905 года в гараже Петербургского почтамта случился пожар, уничтоживший все автомобили. В 1904 году Почтовое ведомство подписало с фирмой «Лесснер» договор о поставке легких почтовых фургонов для столичного почтамта. Было построено 14 автомобилей с ящиками для почты, рассчитанными на 15 пудов (140 килограммов).Первый массовый советский грузовик АМО-Ф-15 также выпускался в почтовых вариантах, в том числе и грузопассажирских, перевозя по маршрутам не только корреспонденцию, но и пассажиров. Впрочем, от такой практики очень быстро отказались.В послевоенное время в СССР для почтовой службы выпускались различные автомобили: от «Запорожцев» (ЗАЗ-965С)  для сбора и развозки писем, до специальных фургонов на шасси грузовиков ГАЗ и ЗИЛ  для доставки почтовых грузов из сортировочных центров в почтовые отделения.