Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Реконструкция ГАЗа в 1965 году




Хотя реконструкция ГАЗа проводилась непрерывно и последовательно, ее можно условно разделить на два этапа. Начало второго этапа приходится на 1965 год, когда стартовала экономическая реформа нового Председателя Совета министров СССР А. Н. Косыгина, в результате которой главным показателем работы промышленных предприятий становился не «вал» произведенной продукции, а количество реализованных изделий. Это заставило предприятия по-новому отнестись к проблеме качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности (пусть и на внутреннем рынке). Горьковский автозавод откликнулся на реформу созданием в 1967 году хозрасчетных бригад, а в 1968 году на новую систему материального стимулирования перешли все подразделения предприятия.

4 января 1971 года указом Президиума Верховного Совета СССР Горьковский автозавод за досрочное выполнение коллективом заданий пятилетнего плана, успешноеосвоение производства новых моделей грузовых и легковых автомобилей был награжден орденом Ленина.Разумеется, столь масштабная реконструкция в столь сжатые сроки была возможна только в условиях плановой социалистической системы хозяйствования: в рыночной экономике для того чтобы предприятие могло вкладывать такие деньги в собственное развитие, на его продукцию должен быть сверхвысокий спрос, а модельный ряд должен обновляться чуть ли не ежемесячно.

В производство внедрялись самые современные автоматические линии, строились новые цеха, каждый из которых по размерам не уступал иному заводу, конструкторско-экспериментальный отдел переехал в огромное новое здание, разделив его с информационно-вычислительным центром. Казалось, ГАЗ вот-вот начнет фонтанировать новыми моделями грузовиков и легковых машин, однако этого не произошло.Между тем именно на рубеже 60-70-х годов XX века на предприятии стали появляться первые признаки стагнации. Новую «Волгу» ГАЗ-24 завод готовил к вы ходу в свет целых пять лет  с 1965 года, когда в Краснодарском крае и Крыму прошли испытания первых прототипов, по 1970 год, когда, наконец, было освоено массовое производство новой модели. Столь существенная задержка была вызвана не столько техническими,сколько политическими причинами. Вспыхнул ближневосточный конфликт, и все производственные мощности ГАЗа были брошены на конструирование и производство военной техники.

Новая «Волга» произвела фурор, но вряд ли кто-то мог предположить, что ее платформа без существенных изменений продержится на конвейере три десятка лет. Более того, если другие советские автозаводы, выпускавшие легковые автомобили, могли похвастаться созданными в 70-80-е годы опытными и экспериментальными моделями, которые не пошли в серию, то ГАЗ ничем подобным не располагал.Совсем унылой была картина с горьковскими грузовиками. В 1965 году дебютировал «венец творения» семейства грузовиков ГАЗ-52/5Э  четырехтонный ГАЗ-БЗА с восьмицилиндровым 115-сильным двигателем. Годом позже на этом шасси было освоено производство 2,5-тонного грузовика с 75-сильной «шестеркой». А затем на протяжении почти трех десятилетий обе ветви семейства лишь незначительно обновлялись, модернизировались и обзаводились новыми модификациями.

Со стороны могло показаться, что грандиозная реконструкция Горьковского автозавода не принесла никаких практических результатов  гора родила мышь, но нельзя забывать два важных обстоятельства. Во-первых, продукция ГАЗа  как готовые шасси, так и отдельные узлы и агрегаты  была необходима автомобильным заводам (например, РАФу или ПАЗу), а также автосборочным и ремонтно-механическимпредприятиям. Если приплюсовать к числу потребителей горьковской продукции предприятия военно-промышленного комплекса, станет понятно, что одной из первоочередных задач реконструкции было резкое увеличение объемов производства и снижение его себестоимости за счет внедрения передовых технологий.И эта цель была достигнута. Во-вторых, нельзя забывать, что помимо машин для народного хозяйства, госаппарата и населения, ГАЗ создавал и выпускал армейскую и специальную технику, известную ограниченному кругу лиц.Именно в «застойное» десятилетие 1965-1975 годов были спроектированы и освоены ставшие со временем классикой образцы военной техники: БТР-60ПБ (выпускался до 1976 года), БРДМ-2 (выпускался до 1989 года), гусеничный вездеход ГАЗ-71, ставший незаменимым помощником геологов, нефтяников и газовиков (выпускался в 1967-1986 годах), и его армейский аналог ГАЗ-73. В августе 1971 года был принят на вооружение БТР-70 (серийно выпускался с 1976 года).