Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Реконструкция Горьковского автомобильного завода




В свое время Автодор призывал создать крупный автомобильный завод мощностью 100 тыс. автомобилей в год, и это казалось фантастической задачей. Через три года после пуска Горьковский автозавод им. Молотова еще и не достиг заветной черты (это случится лишь в 1937-м), но правительство страны и руководство отрасли уже строили очередные фантастические планы. Мощность предприятия сначала хотели поднять до 300 тыс. автомобилей в год, а потом и до полумиллиона! Но после подсчета стоимости реконструкции и переоборудования завода вернулись к более реальной цифре, озвученной еще в 1933-м — 300 тыс. автомобилей в год (200 тыс. грузовых и 100 тыс. легковых).

К этому времени стало ясно, что постоянное наращивание мощности предприятия приводит к еще большим затратам при его дальнейшей реконструкции. Заводы-гиганты, рассчитанные на массовый выпуск однотипной продукции, обладали очень негибким технологическим оборудованием. Иногда малейшее изменение конструкции выпускаемой продукции влекло за собой переделку уже имевшихся цехов, не говоря о постановке на производство абсолютно новых моделей. Чтобы освоить их выпуск, завод фактически приходилось каждый раз перестраивать заново. Поэтому в середине 30-х годов возникла мысль о том, что уже затеянные очередные реконструкции действующих автозаводов должны стать последними, после чего необходимо считать эти заводы полностью построенными. Дальнейшее наращивание мощностей необходимо было осуществлять не за счет сооружения новых цехов и расширения территорий, а за счет вывода с основных автозаводов специализированных производств на вновь строящиеся предприятия, образуя моторные и агрегатные, радиаторные, колесные и прочие заводы. Реконструкция Горьковского автомобильного завода им. Молотова, так называемая вторая очередь завода, проводилась в 1934-1939 гг. и по плану должна была полностью завершиться к 1940-му. В реальности расширение и перестройка отдельных участков завода продолжались и после этого срока, вплоть до начала войны.

В этот раз реконструкция предприятия проводилась собственными силами, без привлечения иностранных специалистов. В проектировании обновленного завода участвовали  Г.А. Алексеев, Н.Г. Ванштейн, В.В. Греков, Д.Г. Гинзбург, Г.В. Глушков, В.А. Петухов, В.Н. Смирнов, Н.И. Строкин, А.Я. Фрейдлин, Г.М. Гольбурх и другие специалисты. В ходе реконструкции в 1935 году был построен новый колесный цех, призванный обеспечивать колесами не только сам ГАЗ, но и все заводы СССР, включая Московский автозавод им. Сталина и Ярославский автозавод, кроме этого, колеса поставлялись различным предприятиям под комплектацию, например, заводам, производящим автомобильные прицепы и лафеты для арти л лери йс кого вооружения.

В 1936 году начался монтаж ремонтномеханического цеха, одновременно были расширены механосборочный и прессовый корпуса. В 1935-1940 гг. были построены новые корпуса инструментально-штампового, литейною, арматурно-радиаторного, кузовного, моторного производств, кислородной и ацетиленовой станций, базисного склада запасных частей и других
объектов. Особое значение имело завершение в 1937 году строительства инстру-ментально-штампового корпуса (ИШК), позволявшего автозаводу в дальнейшем самостоятел ьно изготавл и вать разл и ч н ые штампы, в том числе наиболее сложные, для кузовных деталей. ИШК занимал площадь в 36 тыс. м2, на которой размещалось 2450 единиц оборудования. В новом корпусе расположились производственные линии инструментального цеха и двух штамповых: кузнечного и холодных штампов. Многие годы высококвалифицированный коллектив ИШК снабжал инструментом и технологическим оборудованием не только Горьковский автозавод, но и другие предприятия страны. В результате расширения завода техотдел (позднее конструкторско-экспериментальный отдел) и отдел главного технолога получили новый инженерный корпус и центральную лабораторию, объединившую все ранее разрозненные лаборатории ГАЗа.

Успешно проведенная реконструкция позволила автозаводу уже во второй половине 30-х годов заняться самостоятельным проектированием и внедрением новых моделей автомобилей, моторов, боевых машин.К концу 30-х Горьковский автозавод им. Молотова представлял собой огромный промышленный комплекс, в состав которого входили отдельные предприятия-гиганты. Если в 1932 году производственные площади завода составляли 208 тыс. м2, то в начале 1940 года  уже 512 тыс. м2 За этот же период парк оборудования увеличился в четыре раза! Посмотреть на громады цеховых зданий, встретиться с теми, кто сотворил это чудо, приезжали многие известные люди.В их числе были писатель Максим Горький, деятель чехословацкого коммунистического дви жен и я (впоследствии национал ьн ы й герой ЧССР) Юлиус Фучик, прославленный летчик Валерий Чкалов.