Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Система следственного аппарата МВД




В первую очередь следует разобраться с путаницей в представлении обывателей о работе «органов». В расследовании каждого преступления задействованы две основные силы: уголовный розыск и следствие. Представители первого в основном работают «в поле»  опрашивают свидетелей, беседуют с информаторами, выезжают на задержания, словом, выполняют работу, попадающую под понятие «розыск». При этом задержанный операми подозреваемый остается таковым до предъявления ему официального обвинения. А вот «официальное обвинение» готовит следствие. Вся добытая операми информация стекается к следователю. Он должен ее проанализировать, «вычислить» преступника и юридически грамотно оформить все документы, позволяющие на законных основаниях превратить подозреваемого в обвиняемого,  передать дело в суд.


Обе ветви ревниво относятся друг к другу. Опера считают, что преступления раскрывают именно они, так как главное  поймать преступника, а уж доказать его вину  пустяки, «дело техники». Следователи, наоборот, убеждены, что львиная доля кропотливой работы ложится именно на их плечи. Но это все  на уровне корпоративной идеологии. На практике опера со следователямиработают бок о бок, всячески друг другу помогают и при необходимости не гнушаются выполнять обязанности коллег. Неудивительно, что табельное оружие положено и тем, и другим.Система следственного аппарата достаточно разветвленная. В зависимости от степени тяжести правонарушения, вычислять подозреваемых и доказывать их вину могут специалисты различного уровня компетенции и ведомственной принадлежности. Следствие на уровне райотделов милиции осуществляют отделения дознания, относящиеся к милиции общественной безопасности. Их сотрудники расследуют уголовные дела, предварительное следствие по которым необязательно: вот потерпевший, вот задержанный, вот свидетели. Буква закона, тем не менее, требует завести уголовное дело и передать его в суд. Этим «дознание» и занимается.

Преступлениями средней степени тяжести, тяжкими и особо тяжкими (разбои, грабежи, убийства и т.п.) занимались милицейские следователи, начиная со следственных отделов при ОВД и заканчивая Следственным управлением УВД, в состав которого входили, например, Специализированная следственная группа по расследованию отдельных категорий уголовных дел и Специализированный следственный отдел по ДТП. Все зависело от социального характера преступления и его общественной значимости, резонансное! и. Убийство политика или просто известного человека вряд ли доверили бы следователю соответствующего отдела районного отделения милиции. Но и это еще не все.

 

До недавних пор некоторые преступления, связанные со смертью людей, или преступления, совершенные должностными лицами, сразу оказывались в компетенции людей, к МВД отношения не имеющих  следователей прокуратуры подразделения Министерства юстиции. Опять же, «милицейские» испокон веков «бодались» с «прокурорскими», но это нс мешало эффективно сотрудничать и делать общее дело.Собственный следственный аппарат Наркомат юстиции начал создавать после Гражданской войны. Помимо следователей прокуратуры в те годы следственные службы имелись при 154К, а также при военных трибуналах и военных комиссариатах. В 1924 г. на очередном съезде советских юристов прокурор уголовного процесса в Верховном суде Вышинский выступил с предложением передать всех следователей в подчинение прокуратуры, и в 1928 г. следователей РСФСР передали в подчинение Прокурору республики.В силу статьи 2 Постановления ЦИК и СНК СССР от 20 июня 1936 г., органы прокуратуры и следствия отделились от наркоматов юстиции союзных и автономных республик и перешли в исключительное подчинение Прокурора СССР.По Постановлению СНК СССР от 5 ноября 1936 г. «О структуре Прокуратуры Союза ССР» следователи были выделены в самостоятельное подразделение  в Прокуратуре СССР был учрежден следственный отдел.


Во второй половине 30-х годов, когда репрессии приняли массовый характер, следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в го время НКВД СССР (1938-1939 гг.). Именно в те годы возникло разделение следственных органов на две ветви, представляющие разные министерства. После смерти Сталина не раз предпринимались «закулисные» попытки подчинить все следствие либо милицейскому министерству, либо юстиции, но решительный шаг никем из глав СССР сделан не был.

Двоевластие продолжалось до 15 января 2011 г., когда вступил в силу Федеральный закон «О Следственном комитете РоссийскойФедерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, «функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан».Следует подчеркнуть, что с этого момента следователи любых уровней вышли и из-под милицейского подчинения.Раскрытие любого преступления для следователя прокуратуры (или дежурной группы) начинается с выезда по горячим следам на место ЧП. Успех раскрытия преступления во многом предопределяется четким выполнением обязанностей, возложенных на членов следственно-оперативной группы, прибывшей на место происшествия. Служебный автомобиль в этом случае  не роскошь, а эффективный инструмент. Во-первых, чем оперативнее следователь прибудет на место преступления, тем «горячее» следы. Во-вторых, следователь работает в основном с информацией, а значит, в идеале автомобиль по своему оснащению оргтехникой не должен уступать рабочему кабинету следователя. Иногда именно возможность моментально обработать и проанализировать исходную информацию позволяет раскрыть преступление на месте.