Карта сайта
Limuzeen.ru - полный каталог лимузинов, технические характеристики и фото лимузинов.

Таксомоторное хозяйство СССР в первой половине 30-х годов




В1936 году на улицах Москвы появились «Эмки», и такси стало по-настоящему доступным средством передвижения
В первой половине 30-х годов таксомоторное хозяйство страны не могло развиваться должными темпами из-за отсутствия отечественных легковых машин. Закупки автомобилей за рубежом обходились государству слишком дорого. В 1932 году Горьковский автозавод освоил массовый выпуск ГАЗ-А, однако в масштабах страны это не решило проблемы комплектации таксопарков.



В 1935 году Второй таксомоторный парк полностью обновил подвижной состав, и с улиц Москвы пропали «утюги» Рено, долгое время являвшиеся одним из символов столичного извоза. В следующем году московские таксопарки сделали еще несколько заметных шагов вперед. ГАЗ-А, так и не успевший стать по-настоящему массовым такси, уступил место новой модели Горьковского автозавода  ГАЗ-Ml, серийный выпуск которой начался 20 мая 1936 года. В отличие от предшественника, «Эмка» сразу же начала поставляться в крупные таксомоторные предприятия. Кроме того, в 1936 году в Москве открылось еще два новых таксопарка: 4-й  на Вольной улице и 13-й  на Панской улице за Савеловским вокзалом. В 13-й начали поступать легковые автомобили ЗиС-101. По свидетельству одного из старейших таксистов столицы Е.В. Рыжикова, обобщившего историю московских таксомоторов в книге «Из кабины такси», ЗиСы в 13-й парк поступали довольно «веселых расцветочек»  синие, голубые и желтые (последний цвет вызывает некоторое сомнение, возможно, автор имел в виду бежевые автомобили).

Следует отметить, что появление на улицах Москвы первых отечественных серийных лимузинов в качестве такси радовало лишь потенциальных клиентов, да и то не всех. Километр проезда на ЗиСе обходился пассажирам в 1 рубль 40 копеек, в то время как на «Эмке»  80 копеек. Работники таксопарка от этого «подарка» были не в восторге. Появление в такси автомобиля представительского класса объяснялось тем, что освоение массового производства такой машины нашей промышленностью являлось не столько народнохозяйственной задачей, сколько идеологической. Нужно было показать гражданам СССР и всему миру, что выпуск лимузинов нам по плечу. В результате ЗиС-101 попал и в таксопарки. 11оскольку конструкция лимузина была откровенно сырой, качество сборки  низким, а сам автомобиль  необычайно прожорливым, в государственных гаражах, в том числе и таксомоторных, с этими машинами мирились как с неизбежным злом. Разумеется, погоды «101-е» ЗиСы не делали. Основу подвижного состава столичных таксомоторных хозяйств к концу 30-х годов составляли «Эмки», причем автопарк Москвы рос стремительно.

В течение 1937 года количество легковых такси в Москве увеличилось с 392 до 910 машин. А к концу 1939 года в столице насчитывалось уже 3297 легковых такси, в том числе 2792 машины ГАЗ-Ml и505-ЗиС-101.В Ленинграде к сентябрю 1939 года было всего 465 таксомоторов: ГАЗ-М1 (400 машин) и ЗиС-101 (65 автомобилей). Для их содержания хватало трех таксомоторных парков.Массовое поступление «Эмок» в таксопарки советских мегаполисов, в сочетании с неприхотливостью, надежностью и приспособленностью этих машин к работе на ниве извоза, породили своеобразный «стахановский» почин  среди московских таксистов развернулось движение «За 100 тысяч километров пробега без капитального ремонта».Бурный рост такси в нашей стране остановила Великая Отечественная война. Большая часть ГАЗ-Ml была мобилизована для нужд фронта, а ЗиС-101, непригодные для использования на фронтовых дорогах, были поставлены на консервацию.В течение нескольких месяцев закрылись почти все столичные таксопарки. Прямым попаданием вражеской бомбы был разрушен 10-й таксопарк в Столярном переулке. К весне 1942 года остался лишь 3-й парк, располагающий тремя-четырьмя десятка ми машин, работавших по нарядам госучреждений. Возрождаться служба такси в нашей стране начала лишь после войны.